Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Предания и домыслы Калужского края.
Золото в нашем регионе было и есть, но только очень-очень немного!
- Здесь раньше барин жил, Мальцов. За деревней Ясенок его доменная печь есть, затопленная – когда он свои заводы в карты проиграл, ее ртутью залил. Чтоб никому не досталась. Она от тяжести в землю и ушла… А разбогател он оттого, что золото нашел. Вот прямо где-то у нас добывал. Никто не знает, где. Он скрывал, работали приезжие. Но все равно старики рассказывали…
Этот рассказ разговорчивого сельского дедушки я записал в Думиничском районе. Всего лишь интересный фольклористам сюжет, у которого не может быть реальной основы? Но так ли это? Упоминания о золотых месторождениях в наших краях попадаются в самых разных источниках. Герои известного романа Мельникова-Печерского «В лесах» говорят об организации золотых приисков, при этом писатель в примечании разъясняет:
- Истинное происшествие. Кочуев, которому принадлежит первая мысль об устроении Белокриницкой иерархии, вместе с братьями Жировыми, купцом Заказновым и племянником своим Александром Кочуевым искали золото в Калужской губернии. Для этого в 1849 году купили у г. Поливанова 50 десятин земли и, чтобы не огласить цели покупки, говорили, что думают устроить химический завод. Заказнов привез в Петербург непромытый песок, говоря, что он взят на купленной у Поливанова земле. По свидетельству пробирера Гронмейера, в пуде непромытого песка с глиной найдено было 6 1/4 долей золота и 25 долей серебра.
Современный краевед-искатель Сергей Сухоруков в книге «Записки краеведа» пишет, что находил в глухих лесах следы старых шахт, непохожих на обычные «дудки» для добычи железной руды. Называет он и конкретное место, где «моют золото», - речушка Золотовенька в Думиничском районе. И даже намекает: «А не за золотом ли шел Батый на Козельск?», тут же оговариваясь, что это не более чем догадка.
На краеведческих и кладоискательских интернет-форумах тема золота в Подмосковном регионе всплывает нередко. Там можно встретить записи вроде «Нашел на гугловском космоснимке большой карьер под Калугой. Поеду на выходные пробовать мыть там золото, кто со мной?»
Так что же – клондайк под боком, всеми забытый? Попробуем разобраться. Сразу оговорюсь: я не профессиональный геолог, однако более 30 лет коллекционирую минералы и окаменелости, собирал цветные камни не только в области, но и на Кольском, на Урале и даже на Украине и в Забайкалье. Конечно, пришлось освоить и теорию, и некоторые знания у меня есть.
Так вот, по всем канонам, золотые месторождения связаны с магматическими породами. У нас их коренных выходов нет – территория всей области покрыта осадочными породами, прежде всего известняками, донными отложениями древних морей толщиной в сотни метров. Примитивной шахтой не докопаешься.
Но во многих местах области даже в полях несложно найти кусочки розового гранита, а то и жильного кварца (в них, как известно из книг, могут быть золотые жилы), но происхождение они имеют не местное: камешки эти притащил ледник, из Скандинавии. Ледник при движении мог где-то срезать золотоносную породу, а затем, растаяв, высыпать ее размолотые обломки у нас. И это не только теория - в конце ХIХ – начале ХХ века в ледниковых наносах золото мыли в ближнем Подмосковье! Наиболее известны промыслы на реке Икше. Очень тощие и нерентабельные по современным меркам, они все же позволяли кормиться небольшим артелям.
По данным Горного департамента, в 1901 г. «Почетным гражданином Дмитровского уезда Семеном Пономаревым из речных наносов получено золото: из почти 1500 пудов породы, промытой на вашгерде, извлечено 83 доли (около 4 г) шлихового золота. Золото тогда же было обнаружено в районе Поваровки, Лосиного острова и в других местах».
Интересные данные приведены В. Соболевским в его книге «Золото»: «В начале 30-х годов «близ Икши ... колхозники между делом намывали ... золота по 100–150 г за лето».
Речка Золотовенька.
Есть упоминания, что в начале ХХ века Подмосковье охватила настоящая золотая лихорадка – отдал дань ей и известный писатель Владимир Гиляровский…
Вряд ли такие тощие и точечные месторождения смогли бы обнаружить наши предки, скажем, в Средневековье, так что надежды на «золотой Козельск» вряд ли оправдаются (и археология подтверждает – золотые изделия того времени встречаются крайне редко), а вот в ХIХ веке методы поиска и добычи золота были уже в России развиты. И к преданию о Мальцовских промыслах стоит отнестись внимательнее – стремительный расцвет и неожиданное банкротство его заводской империи наводит на размышления.
Нет ясности и с предприятием, упомянутым Мельниковым-Печерским. Сам писатель намекает на аферу: под видом местного золота, мол, пытались продавать сибирское. Здесь тоже требуется работа в архивах. Сам я предпочитаю свежий воздух и не так давно побывал у села Усты Думиничского района (здесь была усадьба Мальцова, а рядом та самая речка Золотовенька). Жаль, никто из старожилов не только не слышал легенд о добыче золота в своих краях, но и старого названия речушки не знал. Все же я прошел по ней, но признаков заброшенных промыслов не заметил. Попытки промыть песок со дна также разочаровали – кажется, здесь вообще нет ледниковых отложений!
Внимание читателей, уже загоревшихся золотой лихорадкой, самое время обратить не только на то, что незаконная добыча и оборот драгметаллов строго запрещены, но и на скромные цифры добычи. Промыв полведра золотоносной породы, вы в лучшем случае получите несколько золотинок в доли миллиметра. И это уже признак рентабельного месторождения! Увы – существенно подзаработать за выходные на калужском золоте, если оно и есть, явно не выйдет! Зато несложно найти на дне наших речушек «золото дураков». Это пирит – золотистые кристаллики сульфида железа. В виде желваков и шариков он попадается даже на дне Можайки, напротив городского парка Калуги! Блестит, но не золото…