Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Записки из пресс-тура в Республику Коми
3. Ыбская сила
Окончание. Начало в № 142-146
Живет в поселке Жершат Усть-Вымского района Иван Иванович Политов. Человек деятельный, в округе хорошо известный - дипломами и грамотами за общественную работу и прочие успехи не одна стена в доме завешана. Политов - коми, много лет капитанствовал - водил суда по Вычегде, сегодня на заслуженном отдыхе. В последние годы от гостей со всех волостей в его доме отбою нет. А все благодаря семейной реликвии - старинному пызану-столу, обладающему волшебным свойством.
А было так. Ждала мать еще не родившегося тогда Вани мужа с фронта. Все глаза проглядела в мутное окошко, а милого не видать, и войны конца не видно. В отчаянии обратилась к столу, за которым сидела-горевала, на ответ, конечно, не надеясь: хоть ты, чурка, скажи, сколько дней мне Ивана домой ждать? И вдруг ожил стол, затрясся, заходил ходуном и отстучал двумя ножками об пол девять раз. А ровно через девять дней отворилась дверь, и в избу ввалился ослабший от раны, но безмерно счастливый муж.
С тех пор семья Политовых гадает на пызане.
Вопрошающих может быть сколько угодно, главное, чтобы за столом поместились. Все должны положить обе ладони на потемневшую от времени столешницу. Человеку с недобрыми помыслами или пьяному лучше не садиться - не будет стол работать. Не ответит и на тяжелые судьбоносные вопросы, например, о пропавшем без вести человеке. А вот на позитивные - пожалуйста.
Во главе пызана - Иван Политов.
Перед спиритическим сеансом Иван Иванович на минутку выходит в соседнюю комнату – «за секретом». Потом садится и, как все, кладет ладони на стол. Для разминки просит его стукнуть ножками пару раз, подбадривая: «Давай, сила есть!» Гости сначала задают простые вопросы: на каком этаже я живу, сколько мне лет (стол определяет возраст десятками: 50 лет - пять ударов). А потом уже можно задавать вопросы о будущем: «Сколько у меня будет детей, столько раз и стукни», «Женюсь ли я в этом году? Стукни, если да».
Нашу журналистскую компанию пызан принял с опаской: долго артачился, никак не хотел раскачиваться и отбивать ножками дробь. Потом вроде бы застучал, но совсем мимо. Выполнив миссию фотографа, я, как закоренелый скептик, вышел из комнаты вон, чтобы насладиться окрестными пейзажами и не смущать стол своим недоверием. Спустя час коллеги, в разной степени удовлетворенные ответами стола, сеанс прекратили. Скажу лишь, что пызан угадал победителя одного из матчей мундиаля, игравшегося несколькими часами позже.
А потом супруга Ивана Ивановича поила нас божественным чаем из совсем еще молоденьких смолистых листочков смородины.
* * *
Вообще, травяной чай в Коми уважают, особенно иван-чай, и особенно ыбский. Не подумайте, дорогие читатели, что наши корректоры сейчас проглядели опечатку: действительно, ыбский, то есть сделанный в селе Ыб.
Ыб в переводе с коми языка - возвышенность, холм. Старинное село состоит из нескольких деревень, расположенных, подобно Риму и Москве, на семи холмах.
Местная легенда гласит, что во времена оны Стефан Пермский, проплывая по Сысоле на камне (!), увидел деревеньку на высоком холме и остановился, чтобы проповедовать Христа её жителям. Местные закидали святителя камнями. Тот в сердцах обозвал их людьми худыми и предрек деревне оставаться маленькой. И, несмотря на то что ыбские холмы считались особенно хлебородными, крестьян вдруг начал преследовать неурожай, падеж скота. Мужики стали мереть как мухи или убегать в иные веси. Спустя пять веков жители Ыба наконец осознали, что их предки плохо обошлись со святым, и решили воздвигнуть в его честь часовню. Работу, начатую утром, удалось закончить, в полном соответствии с данным обетом, к вечеру. А спустя еще сто лет, уже в наше время, единственный в Коми крае «обетный» храм-однодневка стал святыней женского Серафимовского монастыря.
Еще одна легенда о временах христианской проповеди связана с Ыбом. Мол, жило когда-то на месте современной деревни Каргорт легендарное племя чудь. (Действительно, жило – археологи подтвердили). Жили чудины – не тужили, богатство копили, идолам молились. Новую веру не приняли, воспротивились ей. И однажды решили умереть, не предав богов своих. Вырыли могилы, соорудили над ними навес на столбах, насыпали на крышу земли и подрубили опоры. Так и погребли себя заживо. Потому деревня Каргортом – городом-могильником и зовется. До сих пор якобы слышатся из-под земли стоны, а у машин, проезжающих в полночь мимо древнего городища, глохнут моторы. А кто-то еще верит, что чудь живет себе глубоко под землей и однажды, когда снова наступит «золотой век», выйдет на свет со всеми своими богатствами.
С холма, где стоит обетная однодневка Стефана Пермского, в пойме Сысолы можно разглядеть озерцо, обрамленное зарослями можжевельника – целой рощей. Местные верят, что здесь на поверхность выходят силы земли. Воздух рощи помогает лечить болезни дыхания, даже астму.
Еще одно место в окрестностях издревле почиталось целителями. Здесь, на берегу Сысолы, они собирали «чертовы пальцы» - белемниты, порошок из которых якобы заживляет раны. Белемниты – окаменевшие древние беспозвоночные – не единственные представители фауны Юрского периода. Естественный разрез отложений на береговом обрыве открыл ученым целое кладбище ихтиозавров и плезиозавров, плескавшихся в волнах доисторического Сысольского моря.
В селе Ыб было некогда и 16 освященных источников, 12 из которых несут людям свои целебные воды и поныне. Мы остановились возле источника святой Параскевы Пятницы. Кстати, где-то неподалеку растет огромная ель, у которой мученица Параскева не раз являлась верующим. Вода источника, как считается, исцеляет от глазных болезней и женских недугов. Умоешься этой водицей правильно – троекратными движениями снизу вверх, глотнешь из ладоней ключевой, сводящей зубы влаги и почувствуешь, как входит в тебя светлая и добрая ыбская сила.
Автор выражает благодарность организаторам пресс-тура – АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» и Альянсу руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС) - за возможность воплотить притяжение Русского Севера в прикосновение к нему. Отдельное спасибо коллеге-сыктывкарчанке, члену АРС-ПРЕСС Анне Манюк и ее дружной команде.