Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Легко ли выживать народным мастерам?
В современных рыночных условиях гончарам да игрушечникам приходится непросто – надо и традиции сохранить, и художественный уровень не уронить, чтобы не впасть в чистую «сувенирку», и как-то свести концы с концами. При этом соблюсти законы. Тем более что сейчас законодатели предлагают значительное повышением штрафов за ведение микробизнеса без регистрации и проявляют повышенное внимание к самозанятым гражданам.
Ситуацию мы обсуждали с Александром Бойко, народным мастером, членом Союза художников России. За свою долгую жизнь он побывал в разных ипостасях: ученого, депутата, чиновника, краеведа, мастера.
- Александр Константинович, как в нашей стране менялось отношение к народной культуре? Она востребована сегодня?
- При советской власти Союз художников поддерживал традиционные ремесла. В 70-х годах прошлого века у меня в столице большие выставки проходили. Но торговать самим мастерам запрещали. Надо было создать предприятие, зарегистрировать его и т.д. Мы организовывали кружки. Я 20 лет преподавал народное творчество в Боровске. А когда надо было заработать, ехал со своими свистульками в Москву на рынок.
Пришло время капитализма. Торговать стали все. И мы тоже. Первое время наши игрушки помогали выживать. Затем, когда Россия вошла в мировой рынок, пошел поток товаров из-за рубежа, россияне массово поехали за границу и стали привозить оттуда разные сувениры, интерес к народной игрушке практически иссяк. Сегодня, с одной стороны, уже надоедает засилье китайского ширпотреба среди сувенирной продукции, но, с другой, многие обеднели и уже не могут тратиться на наши свистульки и «гудухи».
- Кто чаще всего приходит в ваш музей?
- Ко мне приезжают в основном люди 30-40 лет. Молодежь в массе своей практически ничего о нашей народной культуре не знает. Те, кто постарше, помнят многие вещи с детства. Так или иначе, но традиции передавались. Мама моя из Жиздринского уезда, села Михайловского. Мы еще маленькие были, а уже делали весной из теста птичек, а мама запекала их в печке – в народный праздник «Жаворонки» (в день памяти святых великомучеников Севастийских, 22 марта).
Еще было такое движение, как тряпичники. С 1920 года работали организации, которые собирали тряпье для производства пороха и тола, за тряпки можно было получить и игрушки. Отец мой был офицером Красной армии, и где бы я ни жил - в Дагестане, на Украине, в Белоруссии, России и Таджикистане, всюду тряпичники на подводах ездили и меняли народные игрушки на тряпки, пузырьки, железки. Спросите любого пожилого жителя Калуги: где был базар народной игрушки? Он скажет: на Театральной площади. Народную игрушку в Калуге производили в Анненках. Руководил артелью после войны мастер из Юхновского района деревни Жеремисло, где существовало производство горшков и игрушек.
Недавно в России проходил чемпионат мира по футболу. Известно, что российские предприниматели заработали 850 млрд, из них 30 - на сувенирах. А самый главный сувенир – кокошники. Мне постоянно поступали звонки: «Вы кокошники не делаете?» Видимо, у наших зарубежных гостей сложилось впечатление, что народная культура России – это кокошники и матрешки. А она в тысячи раз богаче, и мы должны ее пропагандировать и зарабатывать не только в Москве и в деревне Клюксы Козельского района.
Молодое советское государство, чтобы получить за рубежом современные технологии, оборудование, продовольствие, наладило торговлю произведениями народного искусства. Сохранившиеся после революции и Гражданской войны артели мастеров стали основой художественных народных промыслов. Когда вышел Федеральный закон «О художественных народных промыслах» (последняя редакция 1999 года), думали, что они расцветут. Но этого не случилось по той причине, что предприятия стали работать сами по себе и попасть на этот рынок стало сложнее.
Из досье
Александр Бойко - член Русского географического общества и Союза художников России, краевед.
Для нашей газеты фигура знаковая. Самый первый номер открывал материал о нем, о проблемах сохранения культурного наследия.
1990-1993 гг. - депутат областного Совета народных депутатов, председатель постоянной комиссии по экологии и сохранению культурного и природного наследия Калужской области.
С 1998 года председатель Совета Калужской региональной общественной организации народных мастеров «Мастер».
Создатель частного мемориального, этнографического, традиционного народного художественного творчества музея имени Е.В. Вучетича в д. Красное муниципального образования «Деревня Совьяки».
Награжден Почетной грамотой министерства культуры РФ и ВЦСПС за сохранение традиционного художественного народного творчества в Калужской области, серебряной медалью ВДНХ СССР и золотой медалью Всесоюзного выставочного центра РФ за сохранение и развитие традиционного народного художественного творчества, Почётной грамотой музея «Бородинское поле», дипломом второй степени музея «Куликово поле», грамотой музея «Прохоровское поле» за создание патриотической игрушки.