Накануне 190-летия со дня рождения Льва Николаевича Толстого в Калуге с лекцией «Лев Толстой в зарубежном и отечественном кинематографе» выступила известный российский филолог, литературовед и критик Людмила Сараскина.
- Первым из частных лиц, ставших героем документальной кинохроники, был Лев Николаевич Толстой. Он оказался фигурой, притягательной для операторов, которые для того, чтобы добыть его в кадр, стали договариваться с Софьей Андреевной. Она поставила условие, чтобы съемки проходили незаметно. Автором первой кинохроники с Толстым был Александр Дранков. Эти кадры, снятые в августе 1908 года, стали мировой сенсацией. Никто не верил в их подлинность, считали, что это нанятый актер. Софье Андреевне специальным письмом в газету пришлось удостоверять факт съемки, - говорит Людмила Сараскина. - Позднее похожий, но противоположный случай произошел, когда в 1912 году актер Владимир Шатерников сыграл Толстого в фильме Якова Протазанова «Уход великого старца». Он был неотличимый, сыновья не верили, что это артист.
Через два года, в 1910-м, появился еще один сенсационный повод для съемок – похороны писателя. На них собрались практически все ведущие мировые операторы, в том числе самый знаменитый на то время француз Жорж Мейер. Тогда был сделан выдающийся по трагичности кадр, до сих пор цитируемый в фильмах о Толстом, когда Софью Андреевну не пускают к мужу и она смотрит на него через окно.
Лев Николаевич стал первой абсолютно важной фигурой для кинематографа. С него началось русское документальное кино.
По словам Людмилы Сараскиной, Лев Толстой был и замечательным кинозрителем. Он с брезгливостью относился к выдуманным сюжетам и с огромным удовольствием относился к документальному кино.
- Он мог бы стать и киносценаристом, - считает Людмила Сараскина. – За год до смерти к нему приехал писатель Леонид Андреев и рассказал о возникающем новом искусстве – синематографе и отсутствии материала для съемок. Молодой журналист Корней Чуковский написал тогда статью, что этому искусству принадлежит будущее, но для кино нет литературы. Толстого эта идея захватила, и он сказал Андрееву, что попробует написать что-то для кино. Он мог бы стать первым сценаристом и не стал только потому, что век его был отмерен.
Литературовед также проанализировала экранизации произведений великого русского писателя. Снимать их начали еще в эпоху немого кино. Самым популярным его произведением у кинематографистов является «Анна Каренина». Существует 34 ее версии.
Лекция проходила в рамках фестиваля «Сердцем хранимые. Лев Толстой», организованном арт-площадкой PRO ARTS и Мастерской творческих инициатив им. А.Б. Плетнёва.
Наша справка
Людмила Сараскина - специалист в области творчества Ф. М. Достоевского и А. И. Солженицына, русской литературы XIX—XXI вв. Автор многих книг, около 400 научных и публицистических статей, редактор многих сборников статей. Главный научный сотрудник Государственного института искусствознания.