От Алисы до Угры

О доблести и подвиге расскажет контрабас

20 сентября в концерте, посвященном дням Калужской области в Москве и состоявшемся в зале церковных соборов храма Христа Спасителя, прозвучала премьера сюиты «Великое стояние на реке Угре» для контрабаса и оркестра народных инструментов.  Ее автор – наш земляк, музыкант и композитор Александр Муравьев, сейчас работающий и живущий в Москве. Мы встретились с ним в Калуге незадолго до премьеры, куда он приехал в составе замечательной группы «Universal Music Band» – одного из проектов, в которых он участвует, и  поговорили о том, как рождается музыка и что нужно для достижения успеха.

– Александр, вы сочинили сюиту, посвященную знаковому событию в российской истории, которое имеет особое значение для калужан, поскольку происходило на этой земле. Как она появилась?

– У музыкальной школы в Людинове, в которой я учился, не так давно был юбилей, и я приехал поздравить педагогов и учеников, сыграл там несколько своих произведений. На юбилее был оркестр русских народных инструментов из филармонии, и мне дирижер предложил написать что-то для них. Я взялся за тему Великого стояния на Угре, поскольку она мне близка, это наша история. 

У меня уже имелся опыт написания больших сочинений. Это  симфоническая поэма «Богатырская сказка»,  тоже посвященная национальной истории. Ее мне заказал немецкий контрабасист-виртуоз профессор Мангеймской высшей школы музыки Петру Йуга.  Мы с ним познакомились на международном конкурсе контрабасистов имени Сергея Кусевицкого, где моя сюита для контрабаса соло «Алиса в стране чудес» была обязательной для исполнения. Немецкий музыкант предложил сочинить что-то для него, и у меня появилась мысль создать музыку на нашей национальной основе. Я вдохновлялся картинами Виктора Васнецова и написал  «Богатырскую сказку» для контрабаса с оркестром. А когда сочинял «Великое стояние», то вспоминал не только те исторические источники, которые об этом есть, но и «Тихий Дон» Шолохова.

– Первые музыкальные шаги в Людинове, какие они были?

– Мы там в группе играли с ребятами на самодельных гитарах. Я когда сейчас это рассказываю, такое ощущение, что мы начинали вместе с «Машиной времени»  – в том плане, что аппаратура отсутствовала, струн не было, мы что-то там паяли. Мне было  лет 17. Я в музыкальной школе в Людинове учился на баяне, а в группе играл на бас-гитаре. После школы приехал в Калугу узнать, есть ли в музучилище бас-гитара, мне сказали, что есть контрабас, и я пошел учиться на нем. Благодаря тому, что педагог Владимир Александрович Дьяков сумел привить любовь к инструменту, потом пошел дальше. В «Гнесинку»  поступил с первого раза, закончил и академию, и магистратуру. После первого курса уже начал играть в различных коллективах. 

– Тогда же и сочинительство началось?

– Мы еще в группе песни сочиняли, играли только свое. Потом в училище что-то сочинил для бас-гитары соло, затем еще что-то. А серьезно началось, когда я академию закончил в 2010 году. На экзаменах я всегда играл свои каденции для классических концертов. Мне позвонил мой профессор Александр Андреевич Бельский, пригласил поступать в магистратуру, там сочинять музыку и исполнять ее на экзаменах. Я задумал сочинить  «Алису в стране чудес» по мотивам книги Кэрролла. Сочинял месяцев девять, потому что это сложно, нужно, чтобы музыка была разноплановой, разную технику следует показать, по форме задачи выполнить. Отправил написанное на первый конкурс, потом – на другой. Благодаря ей дипломов восемь получил. Понял, что получается, и стал писать дальше.

– Какой совет вы дали бы начинающим музыкантам, тем, кто только делает первые шаги?

– Чтобы чего-то добиться, нужно день и ночь заниматься, даже если не хочется. Владимир Александрович Дьяков нас заставлял играть по пять-шесть часов в день. Это очень пригодилось. Я работал и работаю очень много, поэтому и сейчас музыкой занимаюсь. А многие ребята, которые у нас в училище были «звездами», больших успехов, к сожалению, не добились. 

Нужно стремиться что-то делать. Я после первого курса «Гнесинки» стульчики выносил на сцену музыкантам, а на втором устроился в оркестр «Русская филармония».  

– Да, у вас весьма солидный послужной список уже…

– И контрабас, и бас-гитара востребованы в музыкальной среде, даже поговорка есть «Музыка без баса –  что щи без мяса». Я  играл в Московском государственном академическом симфоническом оркестре под управлением Павла Когана, Государственной академической симфонической капелле России под управлением Валерия Полянского. Были моменты безденежья, мне предлагали что-то низкооплачиваемое, но я сознательно отказывался, жил в долг, чтобы не продешевить, потому что потом репутацию восстановить очень трудно. 

– Чего от вас стоит ожидать в будущем?

– Хочется не только поддерживать существующий уровень, но и сделать что-то на более высоком.  Есть мысли сочинить произведение по «Дон Кихоту» Сервантеса –  не только по мотивам романа, а вообще об эпохе Возрождения с современными элементами. «Божественная комедия» Данте есть. О ней тоже думаю…

Из досье

Александр Муравьев – победитель и лауреат международных конкурсов бас-гитаристов и контрабасистов, композиторов. 

Как бас-гитарист и контрабасист задействован в музыкально-поэтическом спектакле «Хулиган. Исповедь» в Театре Сергея Безрукова, в Театре наций (художественный руководитель Е. Миронов) играет в спектаклях «Fарс-мажор» и «Сказки Пушкина».  Принимал участие в создании музыки к фильму «Восьмёрка» (режиссер А. Учитель) и сериалу «Людмила Гурченко» (режиссер С. Алдонин). Выпустил авторский сольный диск «Контрабас в Стране Чудес /музыка для контрабаса соло/». Выступает в составе различных российских и интернациональных музыкальных коллективах (Айдар Гайнуллин и ансамбль «Эйфория», «Fandango» и другие). Является автором и исполнителем собственных произведений для контрабаса и бас-гитары соло.

В 2017 году состоялась премьера симфонической поэмы «Богатырская сказка» для облигатного контрабаса с оркестром.  Премьера состоялась в Большом зале Российской академии музыки им. Гнесиных.

Андрей ГУСЕВ.

Фото автора.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями: