Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Через несколько лет в регионе будут востребованы совершенно новые профессии.
Мир, в котором мы живем, постоянно и быстро меняется. Для успешного профессионального будущего в нем крайне рискованно ориентироваться на популярные сегодня профессии. О том, какие направления будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям, калужским школьникам на встрече, состоявшейся на общественной площадке «Точка кипения», рассказала руководитель проекта «Атлас новых профессий Калужской области» Анна Михайлова. Это новый инструмент, адресованный не только тем, кто задумывается о выборе своей профессии, но и всем, кому интересны перспективы дальнейшего развития региона. Мы побеседовали с его разработчиком.
- В экспертное сообщество, занимавшееся работой над атласом, входило около 200 человек из различных отраслей и компаний. На протяжении почти шести месяцев создания атласа нас активно поддерживали министерство образования, министерство труда, Агентство инновационного развития. Главная задача, с которой, мы считаем, успешно справились, - создать образ будущего и определить задачи, которые придется в нем решать, и, соответственно, мы определяли актуальные навыки и профессии, - рассказывает Анна Михайлова. - В итоге на совместной сессии с представителями министерств и агентств и других органов, нацеленных на развитие региона, мы выбрали 11 опорных отраслей региона, на которые стоит обратить внимание. Это фармацевтика, робототехника, новые материалы, ядерные технологии, туризм, образование, сельское хозяйство, информационные технологии, управление городской средой, энергосети, логистика.
- Что должен сегодня сделать подросток, чтобы найти в будущем перспективную работу?
- Есть набор базовых навыков, который пригодится подростку уже сейчас, а не только в будущем: это системное мышление, умение управлять проектами и процессами, навыки мультикультурности, клиентоориентированность.
Главное, что должен сделать подросток, – понять, что ему интересно, создать свой образ будущего, и начать протаптывать свою дорогу к этому образу. В новом мире это уже ответственность не образовательного учреждения, а человека – создать собственную траекторию и помнить, что учиться придется всю жизнь.
- А как, по-вашему, это будущее выглядит?
- Будущее - это не то, что случится в один день, мы в нем проснемся, а вокруг летают квадрокоптеры, по улицам ходят аватары. Будущее - это системная дорога, которую нам предстоит выстраивать.
Сегодня задача людей, которые хотят быть успешными в этом будущем, - перестраиваться и переучиваться, а задача специалистов образования - заниматься проф-ориентацией, рассказывать о новом мире, в котором им предстоит жить. Одна из основных задач атласа посмотреть на будущее отрасли, в которой можно «найти себя».
Во время создания нашей задачей было найти какие-то калужские «фишки». Например, в процессе проведения сессии с представителями сферы образования выяснилось, что сейчас остро стоит вопрос обучения детей мигрантов. Для того чтобы решить эту задачу, у нас появилась такая профессия, как кросскультурный педагог, который обладает компетенциями работы с детьми из разных культур.
- Если мы заговорили о роботах - вытеснят ли они в будущем людей с работы?
- Роботы вытеснят специальности, которые предполагают рутинный или, наоборот, опасный труд - например, работа в шахтах. Но в ближайшие 50 лет робот не сможет заменить человека в некоторых специальностях, например, связанных с работой с людьми, ввиду отсутствия эмоционального интеллекта. Но будущее - это не про замену одного другим, а про совместный путь. Робот - это помощник, который заменит человека в каких-то областях, дав ему возможность заниматься более интересными и нужными задачами.
- Новые профессии, они будут массовыми или штучными?
- Еще 30 лет назад IT-специалисты были штучными профессионалами, сейчас это массовая профессия. Конечно, многие профессии станут массовыми, а некоторые останутся штучными. Как массово будут исчезать какие-то рутинные, например, охранники, кассиры, контролеры в общественном транспорте, так же массово будут появляться и новые.
Например, меняется система административного управления. Если в 2013 году профессия «модератор» звучала нелепо, то в 2018-м запрос на модераторов – специалистов, которые организуют онлайн- и офлайн-диалог между общественными активистами и чиновниками, отвечающими за конкретные сферы, растет. Эта профессия, кстати, есть в атласе.
Очень перспективным представляется все, что связано с ядерными технологиями и их неэнергетическим применением. Например, ядерная медицина, где мы за счет Обнинска, уже развивающего это направление, имеем возможности быть первыми в мире.
- Очевидно, что новых профессионалов нужно где-то готовить. Как региональные вузы отнеслись к вашему проекту?
- Калужские вузы и учреждения среднего профессионального образования участвовали во всех сессиях, которые мы провели. Конечно, основная их задача – прислушаться к экспертам, тем выводам и запросам, которые они сформировали к учебным заведениям. В обнинском ИАТЭ НИЯУ МИФИ, например, уже есть достаточно сильная база для некоторых отраслей. На наших сессиях присутствовали преподаватели из филиала Бауманского и регионального университетов. Кстати, КГУ уже открыл кафедру для обучения детей-инофонов, то есть носителей не только чужого для страны проживания языка как системы, но и носителей несколько иного восприятия мира. В Калужской области система образования готова меняться, и нашу команду это очень радует.
«Атлас новых профессий Калужской области» - пилотный проект, реализованный при поддержке правительства Калужской области и Агентства стратегических инициатив. Он поможет подросткам да и другим интересующимся людям понять логику рынка труда будущего, показать, как оно может выглядеть конкретно в Калужской области через 15 - 20 лет, учитывая специфику региона и приоритетные отрасли.
Электронная версия атласа: http://kaluga.atlas100.ru/.