Продолжаем рассказ об интересных экспонатах Калужского объединённого музея-заповедника.
В доме купцов Золотаревых меня заинтересовал один из раритетов, и захотелось узнать о нем больше – это литейные формы для изготовления женских украшений. Посетители могут увидеть памятник древней культуры, который является «старожилом» музея, в одной из витрин сразу при входе на второй этаж. Среди других более ярких предметов старины он не сильно бросается в глаза. Может быть, поэтому многие не обращают на него внимания, проходят мимо. Но только не специалисты, для них это тема глубокого исследования. И с особым трепетом к экспонату относятся сами музейщики.
Наши «жуткие» предки
Я знаю, к кому нужно обратиться, чтобы приоткрыть завесу над тайной археологической диковинки. Более 25 лет заведующий научно-исследовательским отделом Калужского объединенного музея-заповедника, кандидат исторических наук Игорь Болдин занимается археологией. Он-то и поведал, что артефакты были обнаружены в результате раскопок древнего городища Серенска, проводившихся в Мещовском районе в середине 1960-х годов. Литейные формочки были найдены видным ученым, археологом, сотрудником института археологии Татьяной Никольской в результате археологических работ на Серенском городище.
Божественная геометрия
Самое интересное, что древний резчик должен был сделать две одинаковые части образца и очень точно соединить их, чтобы совпадали мельчайшие детали рисунка! В экспозиции представлены формочки ювелирных украшений – браслетов, подвесок, которые отливали из серебра, билона, бронзы. А еще мы можем видеть бронзовые браслеты, подвески, височные кольца, которые были сделаны с помощью подобных формочек. Но насколько искусно все изготовлено!
На одном фрагменте из трех литейных форм пропечатаны части полукружий браслета с древним сюжетом, изображающим языческие танцы. Сейчас строить предположения сложно, но, возможно, этот рисунок сделан резцом. Ведь формочки изготовлены из плотного известняка, материала, достаточно легко поддающегося обработке. Они двухсторонние. Чтобы точно совпадали изображения, их соединяли вместе специальным шипом и замком. По особым каналам внутрь заливался расплавленный металл, и на одной из представленных в витрине формочек такой канал виден.
Взрывая историю
Казалось бы, что еще можно узнать о кусочках литейных форм. Но вдруг сенсация! Древние черепки для литья навели ученых на мысль о возможности торговых отношений между Серенском и Киевом.
В 1240 году Киев не выдержал ожесточенного набега ордынцев и был взят войсками хана Батыя. При штурме одна из первых каменных церквей на землях Киевской Руси – Десятинная – была сожжена вместе с защитниками города. Несколько столетий эти развалины стояли заброшенными. По словам Игоря Болдина, когда все же приступили к раскопкам фундаментов, были найдены останки погибших, в их числе – предположительно мастер-ювелир. Принадлежал ли он к «рукодельному» люду, мы не знаем. Но то, что во время осады города завоевателями он взял с собой самое дорогое – литейные формочки, бесспорно. Более того, известно его имя – Максим, оно было процарапано на одном из предметов. Что любопытно, еще одна формочка с такой же надписью была найдена в Серенске (сегодня она представлена в Государственном историческом музее). Конечно, документов, подтверждающих сей факт, не существует, но из этого можно предположить, что в Средневековье была налажена связь Серенска с Киевом.
Игорь Болдин:
- Эта находка стала знаменательной. Она перевернула представление о быте и культуре племен, которые непосредственно жили на этих землях в начале второго тысячелетия нашей эры. В историографии с легкой руки летописца Нестора в «Повести временных лет» оставлен не совсем лестный отзыв о вятичах – племени обособленном, воинственном и отсталом, «что жили в лесу и молились колесу». И точка зрения о том, что вятичи в эпоху Средневековья – это племя полудикое, бытовала до 60-х годов XX века. Археологические работы на Серенске, и в первую очередь эти литейные формочки, принципиально изменили мнение историков и археологов о вятичах. Это стало открытием! После таких ценных находок было сформировано представление о вятичах как об образованном, высококультурном племени. Вы только посмотрите: литейные формы изготовлены с мастерством, которое требует серьезного профессионализма! Не имея определенного уровня культуры и опыта, такие вещи сделать невозможно. Можно точно сказать: это настоящее произведение искусства!




