Освободитель Москвы и защитник Калуги

09:54, 01 ноября 2019

О том, как князь Дмитрий Пожарский бился с польскими интервентами на нашей земле.

4 ноября - День народного единства

Известно, что лихолетье Смутного времени не закончилось с освобождением Москвы и избранием на царство Михаила Романова. Еще рыскали по русской земле хищные шайки «литовских людей» –  поляков и «черкас» – запорожских казаков, служивших польскому королю. Боевые действия по изгнанию врага продолжались до декабря 1618 г., и на территории Калужского края они проходили под непосредственным руководством Дмитрия Михайловича Пожарского.

Первый период деятельности князя Пожарского на Калужской земле охватывает июнь - декабрь 1615 г. Из всех предводителей польской шляхты наиболее опасным в то время был полковник Александр Лисовский – отчаянный авантюрист, осужденный на смерть за многочисленные преступления в самой Речи Посполитой, он, бежав из тюрьмы в Польше, собрал разбойничий отряд, в котором подчиненные были под стать командиру, и стал искать легкой добычи в ослабленной Смутным временем России. В 1615 г. Лисовский напал на Брянск, а затем захватил г. Карачев. Против него по приказу царя были направлены отряды под командованием князя Дмитрия Пожарского, воеводы Степана Истленьева и дьяка Семена Заборовского.

Летом 1615 г. Дмитрий Пожарский прибыл в Боровск и, проводя мобилизацию калужских «детей боярских» и даже воровских казаков, собрал значительные по тем временам силы (690 дворян и 1259 казаков по новейшим подсчетам историков) и двинулся на Лисовского. Жестокое сражение, в котором участвовали и калужские ратники, произошло под Орлом. Отряды воеводы Истленьева и дьяка Заборовского, не выдержав яростной атаки Лисовского, дрогнули и бежали с поля боя. В результате Дмитрий Михайлович остался с малой частью отряда против превосходящих сил врага. Имея шестьсот человек против двух тысяч Лисовского, он, выстроив из обозных телег подвижную крепость, сумел выстоять в многочасовой сече и заставил врага отступить.

Но Лисовского недаром называли «неуловимым» – опытный разбойник совершил стремительный переход, оторвался от преследовавших его русских войск и оказался в тылу у Пожарского. Он нападает на Болхов, разоряет г. Белев, а после неудачного нападения на Лихвин (от этого города Лисовского отогнал воевода Федор Стрешнев) захватывает Перемышль, жители которого, спасаясь от захватчиков, вместе со своим воеводой бежали в Калугу. В итоге угроза нависла и над самим городом. Спасителем Калуги стал Дмитрий Пожарский, неустанно преследовавший Лисовского. Князь немедленно направил на помощь калужанам сильный отряд, а сам с оставшимися воинами стал в Лихвине, угрожая Лисовскому с юга. Лисовский же, как пишет «Новый летописец», «слышав то, что пришли в Калугу ратные люди, и под Калугу не пойде».

Дождавшись прибытия подкрепления – Казанской рати, Пожарский двинулся на Перемышль. Но Лисовский боя не принял, Пермышль сжег и спешно ушел в сторону Вязьмы и Можайска. Преследовать врага Пожарский не смог – «потому что впаде в болезнь лютую». Природа не наделила Пожарского завидным здоровьем. Более того, в марте 1611 г., во время восстания против поляков в Москве, в бою на Сретенке, он получил тяжелое сабельное ранение в голову.  В результате чего князь Дмитрий, видимо, и заболел «черным недугом» – как в то время называли эпилепсию, а по другой версии - тяжелейшую форму депрессии. Он был привезен в Калугу и окружен заботой жителей города, а затем вернулся в Москву. 

Тем временем Лисовский, разорив Ржев, Кашин, Углич, Суздальские, Муромские, Рязанские, Тульские земли, погиб в походе на Комарицкую волость, но сохранился его отряд, состоявший из закаленных во многих боях и набегах солдат – лисовчиков, как они сами себя именовали в честь умершего предводителя.

Польские шляхтичи жаждали богатой добычи и рвались в бой. Вместо Лисовского они избирают своим полковником пана Чаплинского, и в 1617 г. лисовчики во главе со своим новым предводителем вновь появляются на Калужской земле. Внезапным ударом Чаплинский захватывает Мещовск, а дальше идет на Козельск и с помощью изменников овладевает городом. Поляки заставляют русское население целовать крест на верность польскому королевичу. Чаплинский решает зимовать в Козельске, а тем временем летучие отряды лисовчиков растекаются по Калужскому краю, сея смерть и разорение. Калуге вновь угрожает страшная опасность.

В связи с этим калужане срочно направляют делегацию к царю. «А били челом имянно, чтобы государь послал боярина своего князь Дмитрия Михайловича Пожарского». Помнили калужане, кто спас их от Лисовского, верили, что спасет князь Дмитрий и от лисовчиков.

Государь внял просьбам калужан и направил им на помощь воеводу Пожарского, однако во главе небольшого отряда, так как больших сил для спасения Калуги русское государство тогда выделить не могло - поляки угрожали и самой Москве. Второй период деятельности князя на Калужской земле продлится с октября 1617 г. до августа 1618 г. Пожарский едва пробился в Калугу через многочисленные польские отряды и немедленно стал готовить город к осаде. Одновременно он привлек на государеву службу и казаков, прежде промышлявших разбоем, призвав их кровью искупить прежние вины. Казаки, по словам летописца, с радостью согласились и «живучи в Калуге, ко государю многую службу показали». Всего у князя Дмитрия (по польским данным, возможно преувеличенным) собралось около 6 – 7 тысяч воинов, из них примерно 1200 стрельцов и 3 тысячи казаков. 

Тем временем силы захватчиков росли – на помощь лисовчикам пришли сильный отряд польских гусар во главе с полковником Опалинским и рейтары Денхова. Объединенные польские отряды стали укрепленным лагерем под Товарково, а затем двинулись на Калугу. Князь Дмитрий встретил врагов в середине декабря 1617 г. близ Лаврентьева монастыря: жестокий бой длился весь день – с обеих сторон полегло много воинов. В плен к врагу попал юный племянник князя Пожарского. Полякам пришлось отступить. Но они не оставили надежды овладеть Калугой – через десять дней Чаплинский и Опалинский предприняли ночную атаку на город, думая захватить калужан врасплох – «хотеша украсти Калугу» – читаем мы в «Новом летописце». Однако Пожарский расставил вокруг города крепкие заставы и караулы, которые вовремя обнаружили приближение неприятеля. Оповещенные ими защитники Калуги успели приготовится к бою, а польский отряд угодил в засаду, устроенную князем Дмитрием, – ничего не подозревавшие и уверенные в своей безнаказанности поляки были умышленно допущены к стенам города, а затем истреблены атакой внезапно вышедших из крепости русских войск.

Не решаясь больше штурмовать Калугу, поляки попытались заняться разбоем под Оболенском и Серпуховом. Чтобы воспрепятствовать этому, Пожарский направил из Калуги ратных людей  (800 конных и 400 пеших) во главе с Романом Бегичевым, которые выстроили острог в Горках и отбили нападение лисовчиков. Одновременно князь Дмитрий, не имея достаточно сил, чтобы разбить врага в открытом бою, решил изгнать поляков из Товаркова с помощью партизанской войны. В итоге эта тактика принесла победу Пожарскому, непосредственная угроза, нависшая над Калугой, старанием князя была устранена.

В июне 1618 г. князь Пожарский по распоряжению царя со своими ратными людьми из Калуги переходит в Боровск, которому угрожали польские отряды. Из Рузы в Боровск уже прибыли войска под командованием Василия Черкасского. Между тем к Боровску подошли польские войска. Князь Черкасский решил, не дожидаясь главных сил Пожарского, нанести удар по врагу. Однако несогласованность действий воевод Черкасского с сотниками Пожарского привела к тому, что победа досталась врагу. Поляки гнали русские отряды до стен монастыря и полностью истребили бы их, если бы не две смоленские сотни, стоявшие по собственному почину в засаде.

Эти события ускорили прибытие из Калуги в Пафнутьев монастырь основных сил Пожарского во главе с самим князем. Дмитрий Михайлович выстроил острог под монастырем и, получив подкрепление – отряд астраханских татар и стрельцов под руководством мурзы Курмаша, развернул против поляков партизанскую войну. Тем временем сильная польская армия окружила русские войска под Можайском. Положение в том русском лагере было катастрофическое - начался голод. По приказу царя Пожарский срочно выступает из Пафнутьего монастыря и идет на помощь осажденным. Воспользовавшись бурной ночью с проливным дождем и ужасным градом, князь Дмитрий вывел русские войска из блокированного Можайска в Пафнутьев монастырь, при этом сам князь со своим отрядом уходил последним, прикрывая отступавших. 

В заключение необходимо подчеркнуть, что в Калуге с ее богатой, более чем в шесть веков историей так или иначе увековечена память многих выдающихся исторических личностей. Но по непонятным причинам этой чести не удостоился князь Пожарский – один из символов героической истории России и одновременно защитник Калуги и Калужской земли. Наш город растет и развивается – в нем, несомненно, будут появляться новые улицы и памятники. И это предоставит калужанам возможность воздать должное памяти того, кто спасал наш город в страшные годы Смутного времени.

Владимир Курков,

кандидат исторических наук, доцент кафедры

истории КГУ им. К.Э. Циолковского.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме



Новости ВРФ