Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Калуга на спичечных этикетках 70-х годов ХХ векаЭтикетка на спичечном коробке если не ушла совсем в прошлое, то стала редкостью или по крайней мере утратила прежнюю эстетическую ценность. Если раньше ее заказывали художнику, он делал живописный этюд, который сам по себе становился художественным произведением, теперь достаточно, и это в лучшем случае, наштамповать фотографию – и всё готово. Между тем этикетка способна стать любопытным историческим свидетельством. Расскажем об этом на примере Калуги и калужских спичечных фабрик.
В топонимике Калуги «Спичка» обозначает место, где находилась спичечная фабрика «Гигант» имени Ворошилова. Началом деятельности предприятия считается 5 ноября 1931 года. Улица, на которой с 1928 года стала строиться фабрика первой пятилетки, не имела названия. По мнению известного исследователя и краеведа Генриетты Морозовой, в августе 1948-го она называлась Фабричной. В 1965 году получила имя генерала Ивана Болдина, командовавшего 50-й армией, освобождавшей город от фашистских захватчиков.
По спичечным этикеткам можно проследить исторические вехи в развитии Калуги, области, страны в целом. Город и его достопримечательности нашли отражение на этикетках 50–80 годов ХХ столетия, когда и «Гигант», и Балабановская экспериментальная фабрика получили возможность на новом оборудовании создавать их в разнообразном цветовом решении. К работе были привлечены калужские художники Александр Кауров, разработавший эскизы к наборам «К.Э. Циолковский», «Памятные места Калужской области», Нина Собинкова, которая в 1971 году разработала серию многоцветных этикеток «Земля Калужская».
В 1971 году Калуга отмечала 600-летие. В марте было принято и опубликовано постановление бюро Калужского горкома КПСС и исполкома Совета депутатов трудящихся «О праздновании 600-летия г. Калуги». Решением 13-й сессии Калужского городского совета депутатов трудящихся были приняты «Мероприятия по подготовке и проведению 600-летия г. Калуги». К этому времени, в 1963 году, спичечная фабрика «Гигант» была переименована в Спичечно-мебельный комбинат. В его состав входили Малоярославецкий деревообрабатывающий завод, Медынская мебельная фабрика, Калужский фанерный завод, Детчинская фабрика спортинвентаря. В 1963–1968 годах «Гигант» подчинялся Калужскому Приокскому совнархозу. В 1968-м был переподчинен Главному управлению фанерной и спичечной промышленности Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР. В 1971 году руководство «Гиганта» вошло в состав комиссии по подготовке к празднованию 600-летия Калуги. Одним из пунктов мероприятий была разработка и организация производства сувениров.
В Калужском объединенном музее-заповеднике хранится каталог Г.Н. Голубцова, известного коллекционера филумении. В нем указано, что к 600-летию города фабрикой «Гигант» было выпущено 16 этикеток с изображением исторических зданий и архитектурных сооружений города. Впервые на этикетках были запечатлены здания Художественного музея, открывшего свои экспозиции в усадьбе И.Х. Билибина-Чистоклетовых, здание концертного зала, нового моста через Оку. Интересна дополнительная запись в каталоге: «В брикет укладывалось 16 коробков в два ряда» (два рисунка повторялись). Сверху на этикетки под целлофановую обертку вкладывалась часть пригласительного билета на торжества с орнаментом и надписью бронзой: «600 лет городу Калуге». Серия была выпущена в ограниченном тираже и предназначалась только как сувенир для гостей. На 16 цветных этикетках были изображены Каменный мост, палаты Коробовых, музеи города, Гостиные ряды, здание Дворянского собрания и др. Балабановская экспериментальная фабрика к юбилею Калуги выпустила многоцветный набор с лакированной поверхностью. На большой этикетке была надпись: «Калуга 1371–1971». Внизу – стилизованное изображение зданий города, представляющих интерес с исторической или архитектурной точки зрения.
Государственное бюджетное учреждение культуры «Калужский объединенный музей-заповедник» хранит уникальную коллекцию филумении, около 12 тысяч предметов основного и научно-вспомогательного фонда. Большинство из них поступило из Музея спички при закрытии фабрики «Гигант». Уже в начале XX столетия спичечные этикетки были художественной ценностью наравне с почтовой маркой, монетами, бонами и другими предметами коллекционирования. Из сюжетов многотиражной малой промышленной графики можно узнать много интересного об истории государств и городов, географии, флоры и фауны. 14 сентября 1971 года Калужскому областному краеведческому музею по акту были переданы для хранения и экспозиции подарки и сувениры, полученные в связи с празднованием 600-летия города. Спичечного набора, посвященного юбилею, не было. На сегодняшний день в Калужском объединенном музее-заповеднике хранятся лишь отдельные этикетки с изображением памятников истории и архитектуры города, датированные 1971 годом. На каждой этикетке размером 3,4 на 4,8 см отпечатано: «Главфанспичпром. Калуга. Объединение Гигант. Гост 1820-69. 60 штук. 1 коп. 1971 г.» Атрибуция этикеток и поиски авторов эскизов привели к интересным выводам.
Набор сувенирный к 600-летию Калуги и коллекционный набор спичечных этикеток выполнены двумя фабриками: Балабановской экспериментальной и спичечно-мебельным комбинатом «Гигант». Картонную коробку с закрывающейся крышкой со спичечными коробками изготовила балабановская фабрика. Типографское исполнение спичечных этикеток на мелованной бумаге могли выполнить только в Балабанове. Это подтвердила и автор художественных рисунков, выполненных для этикеток к 600-летию Калуги, Нина Антоновна Собинкова.
Художественные макеты для этикеток делались ею под гравюру или акварель. Они утверждались как в Калуге, так и в Москве. Цветовое решение этикеток выполнено в двух вариантах. Одни с более ярким серо-оранжевым цветом, другие в серых тонах с введением желтого цвета. В сувенирном наборе на крышке коробки с надписью «Калуга» и датами «1371–1971» изображены памятники истории и архитектуры города, в том числе Палаты Коробовых, Дом-музей К.Э. Циолковского. Количество предметов в наборе - 17 штук. Этикетки коллекционного набора являются не только предметами декоративного, графического искусства и представляют собой типографское тиражирование, но могут считаться событийным историческим свидетельством.
Обратим внимание на две этикетки. Первая с надписью «Калужский областной художественный музей» с изображением усадьбы И.Х. Билибина, памятника архитектуры начала XIX века. Известно, что из усадьбы Золотаревых (западный флигель) областной художественный музей переехал в уникальный особняк XIX столетия в 1969 году. После реставрационных работ он был открыт для посетителей в 1971-м. Вторая этикетка с изображением памятника на площади Победы не имеет фигуры женщины, символизирующей Родину-мать. Областная газета «Знамя» сообщала калужанам в апреле 1971 года, что памятник с первым искусственным спутником земли и извивающейся золотой лентой будет установлен в честь 600-летия Калуги на берегу Оки. Этого не случилось, поэтому Нина Собинкова нарисовала возвышающийся обелиск на площади Победы без скульптуры. Только в наборе «Калуга», выпущенном в 1980 году, монумент завершен скульптурой женщины. На этикетках впервые появился Концертный зал, в котором и состоялось торжественное заседание, посвященное 600-летию города.
В 1980-м Балабановская экспериментальная фабрика выпустила набор «Калуга» в цветном исполнении с изображением Музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского на крышке сувенирной коробки. На спичечных коробках уже были не столь яркие этикетки, как в наборе 1971 года. Но сюда вошли коробки, где на этикетках изображалась площадь Победы с монументом, который завершала женская фигура Родины-матери, а шар с изображением Ю.А. Гагарина именовался памятником 600-летию города.
Таким образом, сувенирный набор и отдельные спичечные этикетки, выполненные к 600-летию г. Калуги, дали возможность запечатлеть одно из важных и знаменательных событий в жизни исторического центра Калужской области.
Кстати
Филумения – коллекционирование спичечных этикеток, коробков, самих спичек и других предметов, связанных с ними. Термин происходит от греческого слова philos (любить) и латинского lumen (свет).