Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
О великом русском учёном, генетике, радиобиологе, эволюционисте Николае Владимировиче Тимофееве-Ресовском опубликованы сотни статей, двумя изданиями вышли его воспоминания, издана его объёмная биография. Еленой Саканян сняты три документальных фильма, а на их основе четвёртый - «Любовь и защита». И, конечно же, замечательная книга Даниила Гранина «Зубр», с которой и пошла традиция именовать учёного Зубром. При жизни его никто так не называл.
Один из учеников Николая Владимировича профессор Анатолий Тюрюканов (к сожалению, ныне уже покойный) рассказывал, что сам Тимофеев-Ресовский любил иногда говорить «Я мужик калуцкий». Поэтому прежде всего хотелось бы разобраться в его «калуцких» корнях.
В начале 1930-х годов Н.В. Тимофеев-Ресовский, заполняя печатный шаблон генеалогии, записал дату и место своего рождения: 7 сентября (ст.ст.) 1900 года, Москва. В то же время в своих «Воспоминаниях» он говорит: «Должен был бы я, в сущности, родиться в Калужской губернии на границе Мещёвского и Мосальского уездов…». Почему так? Дело в том, что его отец, Владимир Викторович, родился в 1851 г. в Анютино Калужской губернии. Он был первым в роду, кто стал носить двойную фамилию. Мать будущего учёного, Надежда Николаевна (урожд. Всеволожская), родилась в Конецполье также Калужской губернии в 1868 г. В Конецполье произошло и бракосочетание родителей. Оба имения находились недалеко друг от друга. Летние месяцы обычно проходили в имении Всеволожских Конецполье, располагавшемся как раз на границе Мосальского и Мещёвского уездов. Отсюда становится понятным замечание Николая Владимировича о «несостоявшемся» месте своего рождения. Нелишним будет заметить, что рядом протекает речка Ресса. И что до революции использовались также другие написания - Ряса и Реса.
Однако биографы Тимофеева-Ресовского полагают, что на самом деле он родился не в Москве, а на железнодорожной станции Дабужа, по пути от Конецполья в Москву. Просто крещение состоялось в Москве, и официальным местом рождения считается Москва. То есть Николай Владимирович действительно имел вполне калужское происхождение. Стоит отметить, что и по отцовской, и по материнской линиям он происходил из дворян.
В 1902-1906 гг. семья Тимофеевых-Ресовских живёт в Вильнюсе (в то время Вильно), в 1908 г. переезжает в Киев. Здесь Николай Тимофеев-Ресовский в 1911 г. начинает учёбу в Киевской I Императорской Александровской гимназии. В 1914 г. в связи с переездом в Москву продолжает обучение в Московской частной гимназии Флёрова, которую заканчивает в 1918 г. с золотой медалью.
В 1918-1922 гг. учится на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета. Учится с «перерывами на гражданскую войну»: в 1919 и 1920 г. служит в Красной армии, при этом заболевает тифом, от которого едва не умирает.
В 1921-1925 гг. Николай Владимирович преподаёт в различных московских учебных заведениях, становится ассистентом кафедры зоологии у профессора Н. Кольцова в Московском медико-педагогическом институте. В 1922 г. занимает должность научного сотрудника Института экспериментальной биологии, возглавляемого Н. Кольцовым.
В 1922 г. Николай Владимирович женится на Елене Александровне Фидлер. В 1923 г. у молодых супругов родился первый сын Дмитрий. В семье все его стали называть Фомой.
В 1922-25 гг. участвует в биологическом семинаре-кружке «Дрозсоор» (Совместное орание о дрозофиле), которым руководит его учитель Сергей Четвериков. Выходит его первая большая научная работа «О фенотипическом проявлении генотипа. Геновариация radius incompletes у Drosophila melanogaster». Начиная с этой статьи утверждается написание фамилии «Тимофеев-Ресовский», тогда как отец учёного носил фамилию Тимофеев-Рясовский.
В июле 1925 г. по приглашению Оскара Фогта (директора Института исследования мозга при Обществе содействия наукам им. Кайзера Вильгельма) уезжает в длительную научную командировку в Германию, в Берлин. В 1927 г. у Тимофеевых-Ресовских родился второй сын Андрей.
В 1929 г. семья Тимофеевых-Ресовских переезжает в Берлин-Бух, где Николай Владимирович руководит отделом генетики и биофизики Института исследования мозга до 1945 г. Здесь он выполняет свои главные работы по генетике и радиобиологии.
В 1935 г. выходит статья Тимофеева-Ресовского, Циммера и Дельбрюка «О природе генных мутаций и структуре гена», которую стали называть «зелёная тетрадь». По общему признанию это центральная работа ученого в изучении мутационного процесса и природы гена. Впервые была предложена экспериментально обоснованная модель гена как части структуры более высокого порядка хромосомы.
В 30-е годы он начинает заниматься вопросами теории эволюции, разрабатывает целостное учение о микроэволюции - эволюции внутри вида, приводящей к возникновению новых видов. Впервые это учение было представлено в его работе «Генетика и эволюция» в 1939 г. Он становится почётным членом различных академий и научных обществ разных государств, получает научные награды, что, безусловно, является высокой оценкой его научного авторитета.
30 июня 1943 г. за участие в антифашистской организации гестапо арестовывает старшего сына – Дмитрия, погибшего в концлагере Маутхаузен 1 мая 1945 года. Это стало главной трагедией в жизни семьи Тимофеевых-Ресовских.
13 сентября 1945 г. Николай Владимирович был арестован советскими спецслужбами и переправлен в Москву в Бутырскую тюрьму, где ему предъявили обвинение в невозвращении. В июле 1946 года военная коллегия суда выносит приговор: 10 лет лишения свободы. Его отправляют в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь, где он вскоре заболевает пеллагрой и оказывается на грани смерти. Фактически в последний момент органы госбезопасности перевозят его в Москву в тюремную больницу, где лечат от пеллагры. Всё это делается лишь потому, что Тимофеев-Ресовский нужен как учёный для советского атомного проекта. Спасти от смерти его удалось, но центральное зрение у него так и не восстановилось: всю жизнь в дальнейшем он мог читать только через сильную лупу, практически уткнувшись в текст.
Весной 1947 года Николай Владимирович назначается заведующим биологической лабораторией на секретном объекте атомной системы в г.Сунгуль (Южный Урал). Позже к нему приезжают жена и сын Андрей. В этот период (1947-1955) Тимофеев-Ресовский проводит большие работы по радиационной экологии. В 1955 году его переводят заведующим отделом биофизики Института биологии Уральского филиала АН СССР в Свердловске. В конце 50-х годов Николай Владимирович организует знаменитые летние биологические школы на биостанции в Миассово.
В 1957 г. в Ботаническом институте АН СССР (Ленинград) проходит первая защита докторской диссертации Тимофеева-Ресовского. Комиссия ее не утвердила. В 1959 г. выходит работа «О статистичности и принципе усилителя в биологии», которую в конце жизни Николай Владимирович называет своим наиболее значительным вкладом в биологическую науку. Позже, в 80-е годы, Б.Медников включает «принцип усилителя Тимофеева-Ресовского» в число основных аксиом биологии.
4 января 1963 г. в Институте биологии УФ АН СССР в Свердловске проходит вторая защита диссертации Тимофеева-Ресовского. В следующем 1964 году его семья переезжает в город Обнинск, где Николай Владимирович с 4 апреля работает в должности заведующего отделом радиобиологии и экспериментальной генетики Института медицинской радиологии АМН СССР. Можно сказать, что он вернулся на землю своих предков.
Уже в Обнинске Николай Владимирович узнаёт об утверждении результатов его второй защиты по сумме опубликованных работ. Произошло это только после октябрьского Пленума ЦК КПСС, на котором Н.С. Хрущёва сняли с должности Первого секретаря ЦК КПСС.
В 60-е годы Николай Владимирович активно выступает с лекциями по самым актуальным вопросам биологии перед различными аудиториями, организует своего рода «воскресные школы» для старшеклассников в Обнинске и Воротынске. Он приезжает в Калугу (год точно установить пока не удалось, скорее всего, первая половина 1960-х) и выступает в Калужском государственном педагогическом институте им. Циолковского перед преподавателями и студентами с лекцией о многоуровневом принципе организации живых систем.
Но постепенно над Тимофеевым-Ресовским снова сгущаются тучи: областному партийному руководству не нравится его активность в области народного просвещения, особенно лекции для старшеклассников. И в 1964 г. Николай Владимирович был вынужден уйти на пенсию. В этом же 1969 г. выходит первое издание книги Н.Тимофеева-Ресовского, Н.Воронцова и А.Яблокова «Краткий очерк теории эволюции», в которой изложены закономерности эволюционного процесса с позиций достижений генетики, молекулярной биологии, экологии и других биологических наук, что говорит о том, что Николай Владимирович в это время был полон творческих сил.
В начале 1970 года Олег Газенко, директор Института медико-биологических проблем АН СССР (Москва), принимает Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского на должность старшего научного сотрудника-консультанта. Он по-прежнему живёт в Обнинске, но примерно раз в 10 дней ездит в институт Газенко для консультаций.
В 1973 г. выходит книга Н.Тимофеева-Ресовского, А.Яблокова и Н.Глотова «Очерк учения о популяции», посвящённая вопросам популяционной биологии.
В 60-70-е годы Николай Владимирович проводит у себя домашние семинары (которые он называл «трёпами»). Однако властям эти «квартирные собрания» не нравятся и их запрещают.
В обнинский период жизни Тимофеев-Ресовский стал почётным членом Британского генетического общества в Лидсе, Менделевского общества в Лунде (Швеция), Американской академии наук и искусств в Бостоне, иностранным членом Лондонского Линнеевского общества. Награждён Менделевской медалью Чехословацкой академии наук, Международной Кимберовской премией по генетике Академии наук США. И это не полный список, но в этом списке нет наград СССР.
В 1973 г. умирает Елена Александровна. Николай Владимирович после смерти жены сказал: «Это не она умерла, это мы оба умерли. Без Лёльки я не владею техникой жизни». Когда Николаю Владимировичу ещё в 1963 предложили возглавить отдел в институте медицинской радиологии в Обнинске, он сказал: «Сам я родом из Калуцкой губернии, и мне приятно будет помереть на родине». Он скончался 28 марта 1981 года. Похоронен на Обнинском городском кладбище (Кончаловские горы) рядом с могилой жены.
В фильме «Любовь и защита» есть кадры, где Николай Владимирович говорит о смысле жизни: «В чём смысл жизни? В непостыдной смерти».
Только в 1992 г. Верховный суд РФ отменил приговор Военной коллегии и прекратил уголовное дело Тимофеева-Ресовского «за отсутствием в его действиях состава преступления». Теперь на доме, где жил ученый, установлена мемориальная доска, учреждены премии и стипендии имени Тимофеева-Ресовского, проводятся международные конференции его памяти. И та Великая Наука, которой он служил всю жизнь, продолжается.