Слова на камне

17:24, 06 ноября 2020

История храмозданной плиты калужской церкви Знамения.

2 августа 2015 года в калужский храм Знамения Пресвятой Богородицы зашёл незнакомый человек. Он представился коллекционером-антикваром и сообщил, что в его лавке находится белокаменная храмозданная плита с текстом о строительстве и освящении Знаменской церкви. Плита попала в руки антикваров в конце 1980-х годов, когда храм стоял бесхозным. Почти четверть века реликвия пролежала среди прочих предметов старины без атрибуции: никто не мог прочитать текст. Дальнейшая ее судьба могла бы быть плачевной, но один случайный посетитель разобрал древнерусскую вязь, и владелец плиты обратился к священнику.

Первичный осмотр реликвии подтвердил её безусловную подлинность: текст полностью соответствовал сохранившемуся архивному документу – церковной метрике 1887 года, в которой имеется рукописная копия текста плиты. Метрика была заполнена тогдашним настоятелем храма Димитрием Василевским по просьбе Императорской Археологической комиссии, собиравшей сведения обо всех древних церквях Российской империи. Благодаря помощи спонсоров плита была выкуплена и возвращена в родные ей стены. В этом году исполняется ровно 300 лет храму Знамения. Как на то указывает плита, он был освящен в декабре 1720 года…

«Лета 1720 году…»

Как правило, храмозданные плиты с надписями помещали в специальные ниши в стенах церквей или колоколен с наружной стороны, очень часто слева или справа от главного входа в храм. Храмозданная плита Знаменской церкви изначально находилась в нише на западной стене трапезной, слева от современного входа в храм (внутри колокольни). Сейчас она установлена рядом с исторической нишей.

Вот её текст: «Лета 1720 году построена сия святая Божия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Знамения с пределом святыя великомученицы Варвары при державе благочествивейшего великого государя Петра Перваго императора и самодержца Всероссийскаго. А строили сию святую Божию церковь тоя ж церкви прихоженя по обещанию своему Козма Игнатев Ланин и всех прихоцких людей поданием и радением. И освещена того ж году месяца декемврия в 4 день».

В сохранившихся документах нет сведений о дате начала строительства каменной церкви Знамения. Известно только, что она начала возводиться «по... Великого Государя указу» и по благословению Стефана (Яворского), митрополита Рязанского и Муромского (1658 – 1722). Этот церковный деятель не только возглавлял Рязанскую кафедру с апреля 1700 года, но также был с октября того же года местоблюстителем патриаршего престола. В 1721-м Петр I назначил его президентом вновь учрежденного Святейшего Синода.

Согласно установленному порядку того времени для строительства и освящения новой церкви требовалось разрешение правящего епархиального архиерея. С 1668 года Калуга находилась в Патриаршей области, после смерти патриарха Андриана в 1700 году ею управлял вышеупомянутый митрополит Стефан (Яворский). Ввиду обширности значительная часть функций правящего архиерея возлагалась на благочинных священников, старших по сану, каковыми для Калуги были архимандриты Лаврентьева монастыря. С 1698 года им управлял игумен Карион (1655 – 1722), возведенный в сан архимандрита в 1708 году.

Освящение

В июне 1720 года прихожане Знаменского храма обратились к царю с челобитной, в которой сообщали, что в Калуге построена церковь Знамения с пределом великомученицы Варвары, «что на Заленной, каменная и ко освящению в готовности». Они просили дать освященную грамоту и антиминсы «в Калугу Лаврентьева монастыря архимандриту Кариону». Подписали челобитную «калужской знаменской поп Иосиф Васильев» и «тоя ж церкви приходской человек Козма Игнатьев сын Ланин». 18 июня 1720 года соответствующий указ и антиминс предписали «отпустить», что и было сделано. А 4 декабря (по старому стилю), в день святой великомученицы Варвары, архимандрит Карион торжественно освятил Варваринский придел новопостроенной церкви.

Есть все основания полагать, что архимандрит Карион совершил это по старому дониконовскому обряду и по старым книгам. В документах Синода 1721–1725 годов, хранящихся ныне в Российском государственном историческом архиве, имеются свидетельства о том, что он «укрывал раскольнических попов и сам находился в расколе», «по старопечатным требникам приходцким попам отправлять требы не воспрещал и сам оное чинил». Агенты и осведомители в своих доносах указывали на Кариона как «на важнаго расколника и укрывателя». Теперь мы знаем, что не только о. Карион как благочинный священник, но и всё калужское духовенство вплоть до первой половины XVIII века, формально приняв церковную реформу Никона, держалось старого обряда.

Главный престол церкви освятили только через десять лет, в 1731 году. Как сказано в документах Патриаршего (Синодального) Казённого приказа, Знаменская церковь «в то время была в строении не в готовности». По всей видимости, эта фраза означает, что основный четверик и алтарь церкви, в отличие от Варваринского придела, не был до конца отделан или благоукрашен иконами и церковной утварью. В XVII – начале XVIII веках термином «церковное строенье» обозначали разнообразную церковную утварь: иконы, царские двери, колокола, книги, кадила, паникадила, поставные свечи, сосуды, ризы, напрестольные кресты и т. п.

К сожалению, мы пока не располагаем более подробными сведениями о строителе и благотворителе Знаменского храма – купце Козьме Игнатьевиче Ланине. По данным калужского краеведа Генриетты Морозовой, купцы Ланины были гончарами (кирпичниками, черепичниками, кафельщиками) наряду с такими купеческими династиями, как Хатунцевы, Ланеевы, Рыжовы, Жорины, Кувшинниковы. Гончары населяли так называемую Знаменскую слободу, включавшую улицы Знаменскую, Зелёный Крупец, Никольскую (ныне Луначарского), Горшечную или Гончарскую (ныне левая часть улицы Первомайской, если смотреть в сторону Оки).

Представители купеческого рода Ланиных значатся в документах пятой ревизии 1795 года по городу Калуге. Сын супругов Ланиных, Фёдор Андреевич Ланин (1800–1876), переехал в 1828 г. в Смоленск, стал купцом 1-й гильдии и Почётным гражданином города. В течение жизни он много жертвовал на общественные и благотворительные цели. В 1872 г. совместно с купцом Осипом Павловичем Пестриковым Федор Ланин основал «Городской Смоленский Пестрикова и Ланина банк», проценты от оборота которого, за исключением расходов по содержанию, поступали на устройство и содержание богадельни для призрения не имеющих средств к существованию престарелых, увечных и неизлечимо больных жителей без различия сословий.

Поучение Федора Ланина

О личности и мировоззрении одного из выдающихся представителей калужского купеческого рода Ланиных можно судить по духовному поучению, которое Федор Ланин дал сыну Петру. Оно было опубликовано в 1877 году в «Смоленских епархиальных ведомостях»:

«Любезный мой сын, в начале всего прошу Божия благословения над тобою, и мое родительское чувство да будет над тобою во веки! Много я желал бы написать тебе и сказать тебе, но время суетное и нам с тобою некогда заняться тем, что относится к твоему благонравию и благоустройству. Ты еще молод и со временем не можешь вспомнить моих наставлений, поэтому я почел нужным передать тебе мое родительское чувство. Как я желал бы видеть в тебе достойного человека! По сему я часто напоминал тебе о правилах жизни и к утешению своему всегда замечал в тебе повиновение и справедливость; это мне и давало надежду на твое благосостояние. Сам Бог да вразумит и наставит тебя, но прими и исполни и мои родительские наставления. Вспомни, что в них слабый старик передает тебе чувство истинной любви как единственному сыну и наследнику.

Первое мое слово: люби Бога, будь усерден к церкви Божией и со вниманием слушай богослужение. Из любви к тебе и по снисхождению к твоему слабому здоровью я не мог принуждать тебя часто бывать в церкви на ранней службе. Признаю себя в этом виновным пред Богом и пред тобою.

Второе мое желание: когда меня не будет в живых, почитай свою родительницу, как сказано в заповедях Божиих. Не начинай никакого дела без ее совета, не делай противоречия ее словам и даже не упрашивай: по своей любви к тебе она ни в чем не откажет тебе, но после сам можешь раскаяться.

Третье: будь справедлив и постарайся воздерживаться от безрассудных слов. По твоему горячему характеру ты можешь проговариваться, но всякому, потерявшему слово, стыдно бывает. Не увлекайся каким-нибудь необдуманным предметом и избегай хвастовства в занятиях. Я бы желал в тебе постоянно видеть одни хорошие слова и дела, хотя мои замечания по сему поводу и не всегда тебе нравились.

Четвертое: наследство мое тебе – это Божие благословение, приобретенное нашими трудами и особенно стараниями твоей матери. Учись, сын мой, у нее правильным поступкам, занятиям, обращению и всему прочему доброму. Если будешь подражать нашим делам, устроенным с Божию помощию, то, ручаюсь тебе, будешь хорошим купцом, приобретешь познания и успеешь во всем.

Пятое: не приучайся к роскоши, а старайся быть дельным юношею, потом достигнуть имени честного купца, почтенного гражданина и полезного члена общества, уважаемого без лицемерия и без всякого внимания к твоему состоянию.

Шестое: имея средства, старайся подражать нашей жизни, для тебя это легко. Сам я чужегородец, а мать твоя – дочь небогатого, но честного мастерового. Бог благословил наше супружество, и вот, почти ничего не имея, все, что видишь, при помощи Божией мы приобрели себе общими честными трудами. Желал бы я и тебя видеть также счастливым, но это в воле Всевышнего, и да будет во всем Его Святая воля! Прошу тебя, сын мой, не забудь отца, который любит тебя. Я уверен, что ты не забудешь своего долга к родителям, а в знак любви к отцу отделай церковь и исполни начатое мною. Береги здоровье, оно дражайший Божий дар. Ты молод, и все тебе кажется нипочем, но знай, что пролитое на землю никогда не будет вполне целым».

Вот такие страницы истории Калуги заключены в простом, казалось бы, тексте храмозданной плиты. Значение этой реликвии велико. Она соединяет нас, прихожан XXI века, со строителями, благотворителями и прихожанами начала XVIII столетия, оставаясь памятником их праведному труду. Кроме того, плита сохранила для нас главную ценность, навечно запечатлённую в камне: дату постройки и освящения храма 4 (17) декабря, день святой великомученицы Варвары, а также имя главного благотворителя и строителя, калужского купца Козьмы Игнатьевича Ланина.

Иоанн Курбацкий,

настоятель храма Знамения.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме



Новости ВРФ