Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Жизнь показывает, что основы коммунальной грамотности населению необходимо прививать ещё со школьной скамьи
Жилищно-коммунальное хозяйство – это именно та сфера, по состоянию дел в которой жители судят об эффективности работы власти. Именно вопросы ЖКХ составляют большинство на приёмах населения руководителями всех уровней. И по результатам этих приёмов можно сделать выводы, что люди во многом не умеют отстаивать свои коммунальные интересы.
Коммунальные вопросы сопровождают любого человека от рождения до смерти. Но, несмотря на это, большинство населения остаётся малограмотным или безграмотным в этой области. Конечно, можно посетовать, что Жилищный кодекс РФ за последние восемь лет претерпел четыре серьёзных изменения, что за законодательством в сфере ЖКХ у населения нет времени следить. Но в результате этой коммунальной безграмотности и появляются бесчисленные жалобы во все инстанции. Граждане не знают, как реагировать в той или иной острой ситуации.
Здесь может прийти на помощь школа грамотного потребителя ЖКХ. Правда, в основном она рассчитана на обучение управдомов (председателей совета дома). Но и это уже немало. Ведь даже один грамотный в этой сфере человек значит очень много. Пример – председатель совета дома № 47 на улице Маршала Жукова в Калуге Виталий Майков. Он проживает в старом многоквартирном доме (1964 года постройки), который до избрания его «домоуправом» находился в ужасающем состоянии. Сейчас эти дом и двор неоднократно становятся победителями и призёрами городских конкурсов по благоустройству. Виталий Майков учит своих соседей не быть равнодушными, помогает им защищать свои права на комфортное проживание. Это ему удаётся, коммунальщики стали к нему прислушиваться, откликаются по первому зову. Хотя сам Виталий Дмитриевич по образованию педагог, а не строитель. Помогла школа грамотного потребителя, курсы которой он прошёл одним из первых. Теперь он говорит с коммунальщиками на одном языке. И управдом Майков здесь не исключение. Таких выпускников школы десятки.
В школах изучают основы безопасности дорожного движения. Обучение происходит в форме тестирования, компьютерных игр, с выходом в город. Этот опыт может быть распространён и на ЖКХ. Но вводить для этого в школьную программу отдельный курс или даже предмет нецелесообразно. Так считает учитель высшей категории, кандидат исторических наук, руководитель регионального исполкома ОНФ, депутат Законодательного Собрания области Дмитрий Афанасьев.
- По роду своей деятельности мне часто приходится заниматься проблемами ЖКХ. Нужно признать, что большинство нашего населения не имеет должной подготовки в этой сфере. Грамотность в сфере ЖКХ, конечно, нужно развивать со школьной скамьи. Но делать это надо таким образом, чтобы заинтересовать учащихся. Никаких специальных курсов, на мой взгляд, здесь создавать не нужно. А вот в программу того же обществознания или других предметов можно и нужно было бы включать коммунальный ликбез. Но делать это необходимо с использованием конкретных примеров. Изучают старшеклассники административное право – реальная ситуация из сферы ЖКХ. Тогда школьники не только запомнят такой пример, но и смогут применить его в жизни.
Кстати, именно такой опыт, о котором рассказывает Дмитрий Афанасьев, успешно используется во многих европейских школах. Впрочем, уровень развития ЖКХ в Европе несопоставим с Россией. Но то, что начинать воспитывать в нашей стране грамотных потребителей необходимо как можно раньше, вряд ли кто-то будет оспаривать. Выпускники школы грамотного потребителя не раз доказывали необходимость таких коммунальных ликбезов на примерах своих многоквартирных домов. Но пока эти выпускники будут оставаться каплей в коммунальном море, проблемы в сфере ЖКХ будут расти как снежный ком.
Но всё же начинать коммунальный ликбез надо не в зрелом возрасте, а гораздо раньше. Именно такой позиции придерживается председатель комитета по социальной политике Законодательного Собрания области, директор калужской средней школы № 15 Татьяна Дроздова. Именно она была инициатором создания в нашей области школы грамотного потребителя и была её первым руководителем.
- Коммунальный ликбез необходимо начинать именно со школьной скамьи, - убеждена Татьяна Дроздова. - Чтобы вырастить грамотного, хозяйственного собственника, нужно начинать с молодых лет, а может быть, какие-то элементы давать и в детском саду. Потом это будет делать гораздо сложнее. Уроки ЖКХ должны носить систематический характер. Ведь мы готовим в школах выпускника, готового жить в условиях цивилизованного, грамотного рынка. Но пока коммунальный ликбез в школах, увы, не стал повсеместным. Поэтому я ставлю эту задачу себе для личного решения.
Неверно полагать, что школьникам не по силам коммунальная наука. Татьяна Николаевна вспомнила о проведённом с её участием выездном уроке школы грамотного потребителя в калужской средней школе № 13. Урок проходил в форме вопросов и ответов. Татьяна Дроздова была тогда поражена уровнем коммунальных знаний у старшеклассников. Но таких школ по региону, увы, немного.