Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Обнинские верлибристы выступили на XXVIII Фестивале русского свободного стиха. Ежегодный фестиваль верлибра проходит в России двадцать восьмой раз. Но вот уже девятый год его организатор, советский и российский литературовед, доктор филологических наук, профессор РГГУ Юрий Орлицкий проводит фестиваль в новом двухчастном формате – в Санкт-Петербурге и в Москве. И на этот раз у петербургской части – международный статус. И это не удивительно – к фестивалю присоединилась большая часть зарубежных авторов. Всего за четыре дня оф- и онлайн-выступлений было около двухсот.
Многие авторы выступили не только с поэзией, но и с интереснейшими литературными исследованиями, эссе, докладами.
Вере Чижевской, апологету русского верлибра Обнинска, да и, собственно говоря, всей Калужской области, была предоставлена честь рассказать о появлении и становлении этого сложнопрививаемого поэтического жанра на российской почве.
Русский авангард до сих пор остается загадкой. И о нём можно много спорить. Что представляет собой, например, современный верлибр – авангард или всё-таки неоавангард?
Интересно, что, несмотря на приличное сопротивление традиционной поэтической ткани, Чижевской удалось не только нащупать верлибристкий дар в некоторых своих учениках из тех, что ходили на «Вечерние среды», созданные при газете «Обнинск», но и развить его до приличного уровня. Двое из них, Наталья Никулина и Евгений М’Арт, стали последователями именно этого поэтического направления, несмотря на то что оба начинали с традиционной поэтики.
Естественно, что и Вере, и ее ученикам помогал не иначе как сам «Господин Великий случай», который свел Чижевскую в начале ее поэтического пути со знаменитым поэтом, прозаиком и переводчиком, пионером русского свободного стиха, членом Русского ПЕН-центра Вячеславом Куприяновым, а потом и с куратором фестивалей верлибра Юрием Орлицким. Серьезно к верлибру сама Вера Августовна обратилась после знакомства с Евангелием, навсегда очаровавшись красотой и свободой его стиха. Она стала участницей самого первого пробного фестиваля верлибра, который состоялся в 1989 году в Калуге.
С тех пор прошло более тридцати лет, и стало понятно, что выстроенная однажды модель судьбоносной встречи трех верлибристов была предопределена.
Вера Чижевская, теперь уже член Союза писателей России, ставшая известной как на родине, так и за ее пределами своими яркими, интеллектуальными верлибрами, по-прежнему активно пишет прозу и поэзию, публикуется в известных литературных журналах, антологиях и альманахах. Ее стихи вместе со стихами ее учеников были переведены на сербский и английский языки и опубликованы в значительных, даже в литературных кругах, антологиях. Ученики, заняв определенную нишу в данном литературном процессе, продолжают продвигать верлибр в массы.
Наталья Никулина делает это на страницах калужского литературного журнала «ЛиФФт», редактором которого является. К тому же она член Литературного совета писателей и читателей в Ассамблее народов Евразии, входит в легендарную поэтическую авангардную группу ДООС (Добровольное общество охраны стрекоз), в которую в своё время входили Андрей Вознесенский, Елена Кацюба, Вилли Мельников.
А Евгений М’Арт побывал на престижных зарубежных фестивалях в Сербии, Боснии, Ираке, был переведён на боснийский сербо-хорватский и персидский языки. К тому же он и сам стал прекрасным переводчиком.