В каморке папы графа…

00:00, 09 декабря 2010
Выпуска «Фрекен Жюли» Юхана Августа Стриндберга на малой сцене Калужского областного драматического театра зрители ждали долго – что-то около девяти месяцев. Срок по средним меркам нашего театра нешуточный. Тем более что ничего особенно технологически сложного, например, в сценографии спектакля (художник Людмила Некрасова), пришедшая на премьеру публика не увидела. Кухню в доме отсутствующего шведского графа изображали мебель и предметы деревенского обихода на фоне живописного задника. Последний вызывал какую-то тоскливую ассоциацию с холстом в каморке папы Карло… Ну что ж, наивность не порок. К тому же не декорацией единой жив театр!

Пьеса Стриндберга, написанная более 120 лет назад, всё время своего существования привлекала многих режиссеров мирового уровня сложным сплетением осознаваемого и бессознательного во взаимном притяжении и отталкивании мужчины и женщины из разных социальных слоев. Успешное режиссерское решение здесь способно сделать из фабульной интрижки графской дочки с лакеем подлинную драму человеческих отношений, а может быть, даже трагедию неразрешимых противоречий ангельско-демонической человеческой природы.

В статье-предисловии «Натуралистическая драма» Стриндберг утверждал, что создал для сцены новый характер, поступки которого строго научно мотивированы (напомним, что в те же годы начинал свою медицинскую карьеру молодой Фрейд). А отсюда сложность натуры взбалмошной фрекен - гремучая смесь детской наивности и порочной отвязности. Натуралистическим демаршем драмы автор пытался преодолеть косность и условность искусства конца XIX века. И уж шокировать так шокировать: со сцены во весь голос понеслись признания в собственных тайных вожделениях и пересуды о подобных проявлениях у ближних, рассуждения о течке у породистой собачки, а заодно и о месячных у ее хозяйки-фрекен… Но сегодня-то какая в этом новизна? Сто двадцать лет спустя прежнее «новое» стало как раз той навязшей в зубах косностью, которую и стоило бы режиссеру преодолевать. И что же спектакль?

Вынуждена констатировать: режиссерская работа Александра Баранникова на сей раз не удалась. Искать в этом зрелище художественные достоинства, к сожалению, бессмысленно. Не знаю, делались ли попытки тонких образных решений, которых пространство камерной сцены всегда требует с удесятеренной силой. Но, так или иначе, следов подобных попыток в выпущенном продукте не обнаруживается. На суд зрителей вынесен подчеркнутый, утрированный натурализм немудреных мизансцен, конфузливо обрываемый то самим заплутавшим в материале режиссером, то не справляющимися с собственной и режиссерской беспомощностью истерзанными актерами.

В интервью ГТРК-Калуга Александр Георгиевич высказался в том смысле, что добивался в спектакле подлинности чувств и искренности переживаний в простых человеческих отношениях. И он добился. И чувств, и переживаний. Подлинных. Но каких именно – вот вопрос!

Актеры то и дело демонстрируют подлинную скованность и чувство дискомфорта, так как их сексуальные метания и перекошенные от изображаемых страстей лица, видимо, не обрели за период репетиций достаточного внутреннего оправдания. А зрители, очевидно, испытывают чувство подлинной неловкости и неподдельного удивления оттого, что этот неумелый эротический балаган происходит в уважаемом ими театре да еще в метре от них!

Довольно скабрезный танец в исполнении шести совсем юных и трогательных в своей неестественности созданий, зачем-то повторяемый в спектакле дважды (для тех, кто не понял?), просто подытоживает впечатление абсолютной художественной выхолощенности зрелища.

… Было и скучно, и неловко. И очень порою хотелось встать, развести руками всё это странное мельтешение плутающих прямо перед носом живых существ, подойти к «нарисованному очагу»… И посмотреть, нет ли за ним потаенной двери, скрывающей от нас, зрителей, подлинный - живой и красивый - Театр.

Светлана МАРКЕЛОВА.
Фото Виктора КРОПОТКИНА.
Поделиться с друзьями:

Комментарии

Аноним 14.12.2010 00:30:07

Я была на премьере! Благодаря тому, что это происходило на малой сцене, все действие как будто окутывали и завораживали зрителей! Создалось такое ощущение, что зритель находиться в гуще событий, которые меняются со скоростью изменений настроения главных героев. Декорации очень хорошо передают ту обстановку в которой происходят события. Особенно деревянная мебель и фон на заднем плане. Танцы в конце первого действия и начале, помогают настроиться на нужный лад. С их помощью забываешь о небольшом антракте и снова вживаешься в проблемы героев, которые так близко и так понятны зрителям! Впечатляет также игра актеров, которых можно было рассмотреть так близко, что сфальшивить им не было никакой возможности! Все чувства,которые они хотели донести до нас, мы проживали вместе с ними! Спектакль смотрится на одном дыхании, при чем с замиранием сердца! Я очень довольна, что посмотрела его! Рекомендую Всем посмотреть! После просмотра остаются только положительные эмоции и хорошее настроение!!

вероника 14.12.2010 00:36:26

Я была на премьере!.... Это написала я -ВЕРОНИКА! И мне действительно очень понравилось!!! Пусть даже эта оценка не профессионала а любителя нашего Калужского театра.....

Ксюша 15.12.2010 00:36:28

Спасибо вам, Светлана, за статью. Она очень интеллигентно и точно написана. Я бы написала резче, но отдаю дань вашему чувству такта и меры. У меня после просмотра спектакля этих чувств не осталось. Их убило море пошлости, антихудожественность и клубно-самодеятельное зрелище, не достойное профессиональной сцены. Безобразное оформление в стиле витрин сельпо, такие же одежды актеров - что-то запредельное. Впечатление, что артистам стыдно делать то, что предлагает бесстыдный режиссер. Хочется спрятать глаза. Жалко артистов, которые отдали свои нервы в руки убого-бездарного руководителя этого действа, упивающегося собственными комплексами и вынуждающих актеров в этом участвовать. Детские заказные панегирики (см. Веронику) не впечатляют и не исправляют ситуации. Бедная девочка!

Режиссер А.Баранников 15.12.2010 20:39:11

Похоже, последний комментарий продолжение все той же \"зубодробительной\" статьи г-жи Маркеловой. Впрочем, оставляю на совести этих страшно сердитых дам (Маркеловой и \"Ксюши\"), их безапелляционно-хамский тон по отношению к режиссеру. Бог им судья! Но мне хотелось бы оградить от их бесстыдных оскорблений соавтора спектакля - художника Людмилу Некрасову. Обвинить ее в \"бездарном оформлении\" сцены \"в стиле витрин сельпо\" - это, извините, явное помутнение рассудка, словом, перебор, ей-Богу! Разве только что если сама \"Ксюша\" большой \"знаток\" сценографии. И еще позволю себе одно маленькое уточнение. В целях экономии средств (что вполне разумно по нынешним временам), идею задника предложил директор театра А.Кривовичев, которого ну даже в самом кошмарном сне нельзя заподозрить в отсутствии вкуса. И уж совсем последнее: ни один спектакль театра НИКОГДА не выходил без предварительного просмотра руководителями театра. Спектакль был ПРИНЯТ.Надеюсь, что у него б

Режиссер А.Баранников 15.12.2010 20:56:43

Надеюсь, что у спектакля будет хороший, доброжелательный зритель. А что касается комплексов, похоже, Вам они житья не дают, бедная "Ксюша"!

P.S. И пожалуй, совсем уж последнее: негоже прикрываться вымышленным именем и оскорблять незнакомого Вам человека. Если Вы порядочный человек, то готов с Вами встретится и обсудить все интересующие Вас проблемы.

Ксюша 15.12.2010 22:35:55

Ни знакомиться с вами, ни обсуждать ваши проблемы нет никакого желания. Всё, что вы могли сказать, явлено на сцене. И мое мнение вам известно. Я имею право на собственное мнение и на его высказывание. Форма его не оскорбительна - оскорбительно то, что я видела на сцене.

Режиссер А.Баранников 15.12.2010 23:37:12

Ну если вы считаете, что имеете моральное право спрятавшись в кусты, т.е. прикрываясь неполным именем, выливать ушат грязи на человека, то тогда, действительно, с Вами разговаривать не о чем... Я только хочу Вам напомнить, что \"убого-бездарный руководитель, упивающийся своими комплексами\" поставил на сцене Калужского театра \"Вишневый сад\" Чехова, \"Молочный фургон\" Уильямса, \"Стулья\" Ионеско, \"Дикаря\" Кассоны, \"Над кукушкиным гнездом\" Кена Кизи, \"Белую гвардию\" Булгакова... Я думаю, что если бы вы видели эти спектакли - Вы бы никогда не посмели написать мерзость, которую вы написали. Мне Вас искренне жаль...

Ксюша 16.12.2010 00:51:16

Почти все перечисленные спектакли видела. "Вишневый сад" - это единственный достойный ваш спектакль. Остальное - клиника и художественное убожество. И кстати, ваши дешевые комплименты в адрес директора театра и прятание за спину худсовета уважения не прибавляют. А уж перечисление своих "достоинств" - беспомощная и жалкая защита. Вы мне не интересны. И мне вас не жаль. На этом - прощайте.

Режиссер А.Баранников 16.12.2010 02:37:39

..........................................................................

Владимир Андреев 16.12.2010 10:08:25

Позволю себе вмешаться в разговор. Давайте все же обсуждать тот спектакль, о котором написана статья, а не личности авторов и режиссера.

Ирина 16.12.2010 21:32:12

Была на премьере. Первый раз была на малой сцене,хотя театр наш очень люблю,но как-то не удавалось... После спектакля осталось двоякое чувство,видимо тема не была для меня морально близка в тот момент. Но... костюмы и декорации были отличными,как,впрочем и все декорации Людмилы Некрасовой! Были моменты,когда казалось,что актеры переигрывают,но эти моменты были редкими,и,наверно на большой сцене они вообще не были бы заметны. Поняла,что обязательно должна сходить на малую сцену еще раз,но на другой спекталь. Наверно тогда мое мнение сложится окончательно.

ИРИНА МАЛКИНА 23.12.2010 03:09:25

Нет, Володя. Так тоже негоже. Это, по моему, высший пилотаж - позволять на страницах областной газеты - пусть и электронных - некой "Ксюше" разбрызгивать слюной и оскорблять уважаемого в городе человека.
Я с удовольствием отвечу этой ...ну, назовем ее дамой...если она, конечно, прежде не читала мои записи....

ИРИНА МАЛКИНА 23.12.2010 03:11:39

ЦИТАТА: "Вынуждена констатировать: режиссерская работа Александра Баранникова на сей раз не удалась".
Констатировать?? да еще и вынуждена? Ну надо же.
А корона не давит? или помочь ее скинуть?
Констатировать только Господь Бог может - если сочтет нужным. Ну, или судья на процессе.
В остальном относительно произведения искусства высказываются обычно так: "мне показалось...", "на мой взгляд" , по моему мнению". В крайнем случае, пытаются анализировать отдельные нюансы.
кто бы ты ни был. Хоть семи пядей во лбу.

ИРИНА МАЛКИНА 23.12.2010 03:13:11

ЦИТАТА: "А зрители, очевидно, испытывают чувство подлинной неловкости и неподдельного удивления..."
Факты - в студию. Офигевших от неловкости зрителей. А то как-то голословно и опрометчиво - за всех-то.

ИРИНА МАЛКИНА 23.12.2010 03:14:34

ЦИТАТА: "Натуралистическим демаршем драмы автор пытался преодолеть косность и условность искусства конца XIX века. И уж шокировать так шокировать: со сцены во весь голос понеслись признания в собственных тайных вожделениях и пересуды о подобных проявлениях у ближних, рассуждения о течке у породистой собачки, а заодно и о месячных у ее хозяйки-фрекен… Но сегодня-то какая в этом новизна? Сто двадцать лет спустя прежнее «новое» стало как раз той навязшей в зубах косностью, которую и стоило бы режиссеру преодолевать"


Честно говоря, даже мне, имеющей мало-мальское отношение к текстам, трудно понять, что подразумевает автор под сегодняшней "косностью". Разговоры о тайных вожделениях? о собачьей течке? О месячных?

Ну, впрочем каждый сам выбирает ключевой аспект в спектакле.

я про течку и про месячные вспомнила, только читая эту статью, а в спектакле видела иное.

Что касается тайных вожделений - то хотелось бы дожить до того момента, когда они вдруг станут "косностью".

ИРИНА МАЛКИНА 23.12.2010 03:15:50

и еще...

Конечно, повыдергивать из инета инфу, переиначить ее, приправить собственными выводами, совершенно не вытекающими "один из другого" - это, вероятно, очень трудно.

А вот выдать текст "на всю калужскую область" - легко.

...Есть такое понятие относительно медиков - деонтология.

У журналиста тоже есть понятие профессиональной этики.


Один из важнейших принципов ее - помнить о том, что "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется".... мне крайне жаль, что на страницах и на экранах "хорошим тоном" начинают считать разномастную критику.

Владимир Андреев 23.12.2010 10:54:55

Уважаемая Ирина Малкина, Светлана Маркелова, знает театр не наездами во время съемок новостных сюжетов и не подслушиванием разговоров в закулисных курилках. Светлана профессиональный театровед и она высказала СВОЁ мнение о СПЕКТАКЛЕ. Вынужден повторно предложить обсуждать СПЕКТАКЛЬ, а не личности авторов.

Аноним 23.12.2010 22:11:21

Владимир Андреев (23.12.2010 10:54:55)

Уважаемая Ирина Малкина, Светлана Маркелова, знает театр не наездами во время съемок новостных сюжетов и не подслушиванием разговоров в закулисных курилках. Светлана профессиональный театровед и она высказала СВОЁ мнение о СПЕКТАКЛЕ. Вынужден повторно предложить обсуждать СПЕКТАКЛЬ, а не личности авторов.
+ 1000% для В.А.

Аноним 24.12.2010 03:04:34

Уважаемый Владимир Андреев, я-то, по наивности душевной, думала, что тут обсуждается СТАТЬЯ, а не спектакль (как обычно делается на прочих сетевых ресурсах каких-либо СМИ) Или спектакль Баранникова профессиональный театровед Маркелова обсудить может, а статью Маркеловой я - как профессиональный журналист - обсудить не могу?

Ирина Малкина 24.12.2010 03:06:14

Прошу прощения. Предыдщее сообщение - мое. Я - в отличии от неких анонимов - за свои слова отвечаю.

молчун 24.12.2010 12:53:02

сумагедший дом....фу

молчун 24.12.2010 12:54:44

сумасшедший дом....фу(видимо от отвращения ошибся)

Владимир Андреев 27.12.2010 09:35:30

Малкину, Баранникова, Ирину, Ксюшу, Веронику, Анонимов и Молчуна, а так же всех читателей этой странички С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!!!!! Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!!! :)

Катя 08.03.2011 13:37:11

Калужская областная газета "Знамя" за 16 февраля 2011г. №3 (27504) Ольга Лебеда "Фрекен Жюли: смерть от любви"

Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.




Новости ВРФ