Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Что за кони «пасутся» в Калужском музее ремесла, архитектуры и быта.
Вороные, рыжие, гнедые… С всадниками и без. Они «прискакали» из разных эпох и остановились на музейных полках. Многие из этих керамических игрушек – редчайшие образцы работы калужских мастеров XVI – XIX веков.
А топот копыт можно услышать самый настоящий. У музейных лошадок одна нога короче. Если качать фигурку на твердой поверхности, раздается характерный звук… Ну, поехали!
Музей основан семьей историков-краеведов Ткаченко – Федоровых, члены которой серьезно увлечены коллекционированием. В экспозиции изобилие предметов разных эпох, рассказывающих о жизни наших предков. Сегодня у нас «лошадиная» история.
В разместившейся на полках и в витринах «конюшне» десятки лошадок – фигурки и свистульки. Старые мастера были убеждены – игрушки должны быть живыми! Считалось, что когда в них свистят, то вдувают жизнь, потому что только живое существо может издавать звук. Детвора в прошлом могла играть с глиняными лошадками, озвучивая действо топотом копыт или свистом.
Для наших предков лошадь была опорой в хозяйстве и воином, стойко переносившим трудности боевых походов, а порой спасавшим своего хозяина от гибели. Отдельные глиняные кони действительно несут на себе всадников - воинов. Старинные фигурки соединили атрибуты войны и мира. И тут сложно не заметить отличающиеся друг от друга головные уборы. Какие-то очень похожи на двууголки и широкополые шляпы офицеров времен наполеоновских войн. В то время старший офицерский состав носил шляпы с приподнятыми полями. Так что все сделано в духе своего времени!
Есть здесь фигурки лошадей как с седлом, так и без него. Вторые, вероятнее всего, изображают рабочих животных. Мастера создавали эти изделия, зная анатомию лошади. Она была с человеком и на войне, и в поле – труженик, который тащил за собой соху. Эти фигурки отличаются друг от друга. Боевой конь устремлен вперед, его шея приподнята вверх. У рабочей лошади шея вытянута как бы к горизонту.
- Это не то чтобы анатомическая достоверность, но схвачены и зафиксированы в глине именно моменты движения в пространстве, где животное узнается сразу. Мы его представляем совсем другим – с мускулатурой и мышцами. Хотя этих деталей тут нет, впечатления остаются, - рассказал Владимир Ткаченко, заместитель директора музея.
Собраны игрушки в Калуге и районах области. Конечно, многое реконструировано, ведь зачастую их находили во фрагментарном состоянии, разбитыми и раздавленными.
- Большинство фигурок всадников было найдено либо в Калуге – на берегу Оки и на улице Берендяковской, либо в ее окрестностях. Эти места и сохранили данные артефакты нашей прошлой культурной истории, частично праздничной, частично игровой, - пояснил Владимир Ткаченко. – Конечно, основной акцент делался на ремесленную сторону производства глиняной игрушки и свистульки. Здесь можно наблюдать, как они трансформировались во времени.
Создание игрушек в средневековой Калуге имеет свои особенности. В других регионах Руси-России, как правило, всадник сидит на коне, обхватывая ногами его бока. А у нас изображался в виде столбика, но это не мешает воспринимать его как настоящего воина. Калужский вариант - когда конь и всадник сливаются в единое целое, становятся одним существом.
Гончарное ремесло – семейное. Работе с глиной, несмотря на кажущуюся простоту, надо учиться. Игрушечное производство было особенно развито в городах, поэтому на «городских» раскопках игрушка является если не массовой, то часто встречающейся среди всех находок. Несмотря на то что игрушки в гончарном производстве были делом второстепенным, потребность в них была. А, значит, технология их изготовления передавалась от учителя к ученику. Этот процесс непрерывен, он сохраняется до сих пор.
Порой найти старинные вещи помогает стечение самых невероятных обстоятельств. Так Владимир Ткаченко нашел керамическое туловище лошади из черно-лощеной глины на берегу Оки в 1987 году. Только что прошел прогулочный катер, оставляя за собой волны. Надо было такому случиться, что, дойдя до берега, одна чуть «слизала» песок. Владимир Александрович обратил внимание на поблескивающий на солнце мокрый предмет, который оказался… туловищем лошади. Сделанный из черно-лощеной глины, с сохранившейся росписью, этот обломок выделялся на желтом песке, что и заинтересовало. В дальнейшем находкой занялись историки и мастера по глине. Сегодня реставрированная и реконструированная лошадка родом из XVI века украшает музей.
Была найдена старинная керамика и у села Корекозево Перемышльского района. У Лютикова монастыря после очередной вспашки земли собрали несколько монет, среди которых была монета псковского князя Довмонта (1410 – 1480 гг). А еще нашли фигурку всадника из серо-жгущейся глины. Изделия из такой глины датируются XV веком. Всадник в виде столбика. Такое пластическое решение сохранилось практически до наших дней в Калуге. С этой фигурки началась коллекция глиняных игрушек, которые сегодня представлены в музейной экспозиции.