Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Калужанам показали экспериментальную «Двенадцатую ночь» от Никитинского театра из Воронежа.
Спектакль по классической комедии Шекспира открывал третий театральный фестиваль «Новые люди». В афише говорилось, что режиссер Юрий Муравицкий создал постановку «в традиции площадного театра, такого, каким он мог бы быть сегодня».
Перед началом непосредственно спектакля актеры с напудренными лицами наигрывают на игрушечных инструментах какую-то не то средневековую, не то ренессансную мелодию. В центре сцены – большая песочница, а за ней – доска, на которой стрелочками обозначены запутанные отношения персонажей. Один из актеров начинает общение с залом, а затем происходит самое интересное: зрители вытягивают из мешка номера, которые определяют, кто будет играть какую роль. Мужской персонаж может достаться девушке, и наоборот. Именно этот элемент случайности и является основой спектакля. Кстати, второй раз эта процедура повторяется уже после антракта.
Этот нехитрый прием определяет почти все плюсы и минусы постановки. С одной стороны, зритель чувствует свою вовлеченность, а актерам не надоедает играть одну и ту же роль. Проблема с заучиванием текста всех персонажей решена с изящной простотой. Вокруг песочницы садятся актеры, не задействованные в конкретной мизансцене, и становятся суфлерами. Таким образом, забытые реплики являются частью этой игры, на постоянных забываниях и подсказках строится множество комических ситуаций. С другой стороны, такая смена персонажей иногда, пусть и ненадолго, ставит зрителей в тупик. А порой и актеры не успевают полностью перевоплотиться.
Впрочем, именно это несовершенство, как ни странно, и является главным достоинством спектакля, который держится на бесконечном обаянии актеров и немного на гениальном шекспировском тексте. Зритель смотрит то ли капустник, то ли какое-то актерское упражнение, но при этом кайфует вместе с актерами и каждый раз искренне смеется над этим задорным площадным фарсом.