Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Алексей Поляринов рассказал, как сочиняются книги
На недавнем книжном фестивале «Буксир» в Калуге прошло много интересных встреч с популярными авторами. Среди них были Денис Драгунский, Константин Мильчин, Денис Пузырев. С читателями здесь встретился и Алексей Поляринов, считающийся одним из самых талантливых отечественных писателей поколения 30-летних.
Для нас он интересен еще и тем, что родился в поселке Восход Жуковского района. Одна из поездок на малую родину уже во взрослом возрасте стала для него толчком к написанию романа «Риф», который в этом году номинирован на национальную премию «Большая книга».
Свою собственную прозу он называет конструкцией, состоящей из плоскостей, поверхностей, потолка, пола и сторон. «Риф» – это емко написанный роман с несколькими сюжетными линиями – о сектах, тоталитарном мышлении, проблемах памяти, которые в финале пересекаются в судьбах трех главных героинь. О проблемах человеческой памяти автор говорил и со своими читателями в Калуге, размышляя над вопросом, можно ли рассказать об истории страны через историю одной семьи, в том числе основываясь на собственных знаниях и наблюдениях. Но главным образом о том, как осмысливает себя поколение нынешних 30-летних в отечественной литературе.
– Недавно, разговаривая с друзьями о фильме «Сталкер» и повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких, я вспомнил лекцию Дмитрия Быкова, который использует понятие «сталкер» как метафору. Он говорит, писатели его поколения ходят в советское прошлое за хабаром и используют этот хабар для своих произведений. Оно понятно для того поколения, когда, как часто отмечают люди старшего возраста, все было одинаково и даже пахло одинаково. Писатели же моего поколения не помнят ни балет по телевизору, ни обстрел «Белого дома» в Москве. Для меня это учебник истории, у меня нет травмы из-за происходившего, как у людей старшего возраста. И здесь проходит очень важный тектонический разлом поколений, потому что писатель чуть-чуть постарше таскает хабар оттуда, – говорит Алексей Поляринов.
Тех, кто работает с прошлым, он предостерег от ошибки выжившего, когда кто-то считает, что если он что-то знает о случившемся явлении, то это знают все и об этом не надо говорить.
– Это очень опасно. Если не рассказывать – пропадает ценный опыт. Я как-то делал интервью с автором книги о Беслане Ольгой Алленовой и попросил ее подробно вспомнить о каком-то моменте происходивших событий. Она ответила: все и так все знают, есть куча литературы на эту тему, но назвала только пару старых авторов. Мое поколение по-другому относится к архивированию. Я как человек, выросший в интернете, понимаю, насколько это важно. Причем не только рассказывать, но и слушать, – считает Алексей Поляринов.
В то же время в связи с тем, что, по его мнению, сейчас ускоряются и время, и память, разлом между поколениями начинает происходить быстрее.
– Мы живем в мире, который лет 10 назад было сложно себе представить, он постоянно меняется технологически. Поколение моего возраста начинает сейчас играть более важную роль в культурном поле. Звучит больше голосов, которые осмысляют свое собственное детство. 90-е годы в моде потому, что люди, которые приходят сейчас в культуру, родились именно тогда, потому их и описывают, потому что знают только это. А о чем еще им рассказывать? – считает романист.
Своими любимыми авторами писатель называет Кормака Маккарти, Дэвида Фостера Уоллеса и Гюстава Флобера. Первый, по его мнению, может рассказать очень многое на небольшом количестве страниц, второй – наоборот. А французский классик нравится Поляринову за художественный язык, который даже не испортили переводы.
Его собственный «Риф» можно назвать кинематографичным. Практически это уже готовый сценарий для интересного фильма или сериала. В разговоре с нашим корреспондентом Алексей Поляринов рассказал, что как раз сейчас об этом ведутся переговоры. Также он обмолвился, что работает над новым романом, действие которого частично будет происходить в 2040 году.
Наша справка
Алексей Поляринов – российский писатель, переводчик, литературный критик и журналист. Родился 27 декабря 1986 года.
Закончил Новочеркасскую государственную мелиоративную академию по специальности инженер-гидротехник. Второе высшее – управление недвижимостью. Окончив вуз, устроился в Ростове в зоомагазин – в отдел аквариумов.
Живет и работает в Москве.
Написал романы «Центр тяжести», «Риф», перевел совместно с Сергеем Карповым «Муравейчество» Чарли Кауфмана и «Бесконечную шутку» Дэвида Фостера Уоллеса.
Автор литературных порталов «Горький», «Esquire», сайта «Афиша».