Притяжение Березуя

12:00, 14 марта 2022

Книга о природном памятнике Калуги позволит понять, как строился и менялся город.

Вышедшая совсем недавно книга «Калужский Березуй» - итог многолетних исследований калужского краеведа Валентины Фридгельм. Первое издание книги в серии «Драгоценная память» появилось в 2004 году. Небольшой тираж, 350 нумерованных экземпляров, разошелся быстро. С течением лет автору-составителю удалось отыскать новые источники об уникальном месте Калуги. Возникла необходимость опубликовать их, тем более что осталась потребность в книге. В 2021 году, к 650-летию первого упоминания города, вышло второе издание книги в серии «Драгоценная память».

Книга представляет собой свод архивных документов и публикаций за два столетия, касающихся древней части Калуги - Березуйского оврага - и окружающих его архитектурных строений. Перечень текстов построен в хронологическом порядке. Набор фотографий и планов старой Калуги дает читателю возможность представить, как в течение столетий эта местность меняла облик. А знакомство с документами позволяет оценить широту деятельности забытого на несколько столетий русского зодчего Петра Романовича Никитина, создавшего в конце XVIII века регулярный план Калуги и двенадцати уездных городов.

Интерес калужан к исследовательской работе показал, что необходимо выпустить в свет еще одно, третье, издание. С Валентиной Фридгельм мы беседуем о новых находках и о том, что отличает книгу.

Город начинается с плана

- Валентина Николаевна, во втором и третьем изданиях «Калужского Березуя» помещено несколько разновременных планов Калуги. Как удалось их отыскать?

- История поиска каждого плана заслуживает отдельного рассказа. Архивные планы нужно не просто выявить, но также изучить, ведь на некоторых даже не обозначен год создания, а только рисовальщик. Самый ранний план 1776-1777 годов хранится в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА, Москва). Его подготовили в ходе Генерального межевания Калужского наместничества и его городов по Манифесту императрицы Екатерины II. Экономические примечания к плану содержат сведения о владениях, землях, о занятиях населения. А в 1782 году вышел из печати Атлас Калужского наместничества, в котором можно найти в том числе и планы всех двенадцати уездных городов.

Уникальный по своему художественному оформлению «План губернского города Калуги» хранится в Российском государственном военно-историческом архиве. Он выполнен губернским землемером Богданом Михайловичем Карповым, которого писатель и ученый Андрей Болотов называл «превеликим мастером рисовать». План украшает панорама древнего города Калуги из-за Оки напротив Березуйского оврага. Об этом плане мне было известно еще в 2000-е годы от Александра Сергеевича Днепровского. В нашем издательстве была выпущена небольшая книга «Сказание о явлении и чудесах иконы Божией Матери Калужской» (2008), проиллюстрированная этой панорамой Калуги с его комментарием. Панорама Богдана Карпова все годы украшала рабочую комнату нашего старейшего краеведа. А сам оригинал я смогла выявить в Военно-историческом архиве только в 2016 году.

В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Петербурге я смогла просмотреть несколько планов Калуги, предоставленных на ознакомление императрице. После того как она внесла свои замечания, был подготовлен окончательный план города, подписанный калужским наместником Михаилом Кречетниковым. Эта колоссальная работа была утверждена императрицей 13 июня 1778 года. План был опубликован в Своде законов Российской империи в 1839 году.

В РГИА также хранится план, выполненный калужским губернским землемером титулярным советником Николаем Добрышиным. Иллюстрация этого плана была размещена в издании «Калужский Березуй» 2004 года. Достоинством его можно считать не только изображение планов Калуги и всех уездных городов в цвете, но и их художественное оформление. Мы можем увидеть, как выглядели старый каменный Троицкий собор, а также Каменный мост и Присутственные места. Такой же план, только скопированный учеником-землемером, я видела в Российской национальной библиотеке (РНБ, Петербург).

Прогулка по Каменному мосту

- Говоря о Березуе, нельзя обойти стороной Каменный мост - символ города.

- Споры исследователей вызывал год постройки Каменного моста в Калуге. Многие утверждали, что это 1785-й. Но П.Р. Никитин служил в Калуге с октября 1776 года, и этот виадук, который соединил две части города над высокими берегами Березуйского оврага, возможно, был его первым проектом. Документы, хранящиеся в Калужском архиве, также говорят сами за себя, мост упоминается в «Историческом и топографическом изъяснении о городе Калуге», 1777-й год: «В городе малотекущая речка Березуйка, чрез которую строится высокого здания каменной мост и приходит к окончанию». Историческая статистика ремонта Каменного моста показывает, насколько важен он был для провинциального города, разделенного глубоким оврагом. И то, что он до сих пор украшает наш древний город, подтверждает архитектурный гений Никитина. В книге на фотографиях разных лет читатель может увидеть прежний облик Каменного моста.

Вид на Каменный мост из Березуйского оврага. Фото В. Фридгельм. 5 апреля 2008 г.

Римские пропорции этого сооружения не вызывают сомнения в авторстве. Изучив историю семьи придворных живописцев братьев Никитиных, учившихся искусству живописи в Италии, становится понятно, что уроки отца и дяди пригодились наследнику их таланта. История жизни Петра Романовича Никитина, связанная с испытаниями, выпавшими на долю его отца и дяди после смерти Петра I, а также и его архитектурная деятельность в Москве, в первой русской архитектурной школе, изложена в книге В.М. Обухова «Русский зодчий Петр Романович Никитин». Книгу «Калужский Березуй» я посвятила памяти русского архитектора, который за восемь лет работы в Калужском наместничестве (1776 - 1784) преобразил Калугу.

- С Березуем связана деятельность еще одного замечательного архитектора - Ясныгина. Всем знаком неподалеку расположенный Троицкий собор.

- Многие годы в литературе о постройке Троицкого собора говорилось, что план его уникального купола, который представил калужский архитектор Ясныгин, принявший работу о построении города после смерти Никитина, оставался под вопросом. Мною был найден в РГИА ответ профессора архитектуры Захарова и его предложения к усовершенствованию плана Троицкого собора.

Давингофские бани. Спуск

Большой интерес представляют документы, связанные с уже исчезнувшими строениями. Например, Давингофские бани, расположенные на дне Березуйского оврага. Сейчас это кирпичные руины. Но память о банях еще сохраняется у калужан. А вот история их строительства купцами Сапожниковыми и Соколовыми почти стерлась. Документы говорят, что они были построены на березуйских родниках, и история владельцев тоже имеет свой интерес. Многочисленные находки глиняных и изразцовых фрагментов, старинных монет в овраге говорят о том, что земля хранит остатки тех жилищ, соседствующих с банями, которые были снесены в середине XIX века при губернаторе Николае Смирнове. Его деятельность опиралась на обновленный план Калуги, изменения которого касались Каменного моста и местности, его окружающей. Именно тогда появились на плане очертания Золотой и Серебряной аллей.

- Книга «Калужский Березуй» включает не только тексты архивных документов…

- Но также исследования историков, искусствоведов и краеведов о самой старой части Калуги. А по сообщениям калужских газет 1960-1980-х годов мы можем понять, кто боролся за сохранение старых архитектурных памятников Калуги. Публикации тех лет вызывали интерес калужан к истории своего города. Результаты этой просветительской деятельности сказываются и сегодня. Именно читатели и ценители истории города сегодня интересуются книгами об архитектурных памятниках и беспокоятся об их участи.

В приложениях дана работа историка Петра Трейтера (репринт 1900 года из «Известий калужской ученой архивной комиссии». Она дает возможность представить очертания деревянного Калужского кремля. В приложениях приводятся архивные документы и исследования о двух архитекторах - строителях Калуги по регулярному плану. Если историки 1960-х почти не цитировали архивные источники, а предпочитали при изучении подавать свой взгляд на какой-либо вопрос, то я, предлагая цитаты и выписки, представляю читателю возможность делать собственное исследование.

Облик исчезнувшего города

- Достопримечательности бывают разные, в том числе вроде бы неприметные, как, например, часовня, которая была в Березуе.

- Ее постройкой занимались калужские купцы, имена которых любопытны в плане общественной деятельности. История купеческого рода Горбуновых, а вернее, Потомственного почетного гражданина Афанасия Акимовича, владельцев этой местности, очень интересна. Потомки этого рода заботятся о роднике и благоустраивают территорию вокруг него.

Облик часовни сохранился на фотографиях.

Часовня "Здоровец"

В книге также представлено 230 фотографий Калуги. Благодаря частным собраниям и архиву Управления по охране объектов культурного наследия появилась возможность восстановить целые улицы и местность, давно потерявшую свой изначальный облик в связи со строительством в советский период. Так, калужане могут увидеть в фотографиях площадь Старый Торг (с гравюрами Гостиного Двора), улицу Воробьевскую, Рылеева (бывшая Березуйская), Георгиевскую (в советские годы - Революции 1905 года) и другие. Дизайнер книги Евгений Фридгельм смог так оформить книгу, что калужане с удовольствием будут узнавать и вспоминать давно знакомые любимые места города. Благодаря его умению книга превратилась в альбом, обильно наполненный не только текстами, но и черно-белыми изображениями ушедшей Калуги.

В Музее имени Щусева мной были обнаружены фотографии старинных домов дворян Яновых и купцов Тишковых, снесенных при постройке КНИИТМУ. Они гармонично окаймляли берега Березуя. Благодаря редким фотографиям многие калужане вспомнят эту местность до 1960-х, когда произошел снос древних строений.

- Валентина Николаевна, каким бы вы хотели видеть Березуй в будущем?

- Мое детство прошло на окраине Березуя, поэтому я хорошо помню рисунок его открытых берегов и очертания Каменного моста, подобного римским акведукам. Студенты Калужского университета сделали описание флоры оврага, оно включено в книгу и дает понять, что эта природная зона в центре города может быть интересной не только калужанину.

Я бы хотела, чтобы в первую очередь была преобразована местность, где находятся руины Давингофских (Сапожниковских) бань и дома Сапожниковых. А если бы по периметру Березуя от Дворянского собрания до бывшего рынка, а также по улице Рылеева до «кандренковского дома» (на улице Комарова, 55) проложить туристические дорожки, любой наблюдатель природы в любом возрасте мог бы обозревать покатые берега оврага, а экскурсоводам было бы удобно вести любопытных туристов по краю Березуя, рассказывая были и небылицы про старую Калугу.

Виктор БОЧЕНКОВ.

 

 

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости ВРФ