Кого люблю, тому дарю

11:04, 23 августа 2022

Такая разная вышивка на старинных и современных рушниках

В галерее Дома музыки открылась областная выставка-конкурс «КоЛюТоДа». Уже своим названием она создает интригу. Оказывается, когда-то в прошлом молодые крестьянки оставляли подобные послания своему возлюбленному, зашифровывая их в вышивке: «кого люблю, тому дарю». 

Возвращение к истокам

Самое главное в этой выставке – настроение. Здесь испытываешь какое-то щемящее чувство ностальгии, ведь почти такие же расшитые салфетки, скатерти и полотенца, доставшиеся родителям в наследство от бабушек и прабабушек были в нашем советском детстве. Помните, как мы любовались яркой перевитью, цветами и птицами? 

Привлекают внимание старинные рушники, собранные со всей области. Среди них – уникальный экземпляр XIX века с именной вышивкой «Пелагея и Илья» из Калуги. Он интересен не только датой своего изготовления, а это ни много ни мало 1830 год, но и орнаментом. Здесь переплетены цветочный узор, православные и языческие мотивы – кресты, маковки церквей и тут же образ славянской богини Макоши. В этом полотенце нашло отражение народное мировоззрение, которое объединил узор: православные традиции и символика дохристианской Руси. 

Авторские куклы Натальи Сержантовой.

Раз уж речь зашла о любви, то в экспозиции есть несколько свадебных рушников. Вообще рушники сопровождали человека всю жизнь. Они были неизменным атрибутом на свадьбе: красивыми шитыми полотенцами заматывали руки жениху и невесте, считалось, что так они становятся супругами, связывают свои судьбы. Причем полотенце это невеста вышивала сама. В него заворачивали младенца, украшали дом и угол с иконами. Такие вещи берегли, передавали из поколения в поколение. 

Редкий экземпляр был найден в Перемышльском районе, этот рушник датируется 1920 годом. По центру полотнища вышит образ женщины-хранительницы, а рядом с ней – Деревья жизни. Причем выполнены они в особом орнаментальном решении, которое позже вышивальщицами не использовалось. Здесь также можно найти цветочные вазоны и традиционную калужскую перевить, которой мы гордимся. Все это собрано воедино и смотрится очень гармонично. Вообще на старых вещах видно, насколько они богато расшиты. Раньше каждая женщина, девушка и девочка умели шить. Зимними вечерами они собирались вместе и занималась рукоделием: пряли, ткали, шили, вышивали. Так за неспешными разговорами и работой коротали время, ведь наши предки пользовались тем, что делали сами, причем детей приучали к труду с малых лет. 

 – Некоторые вышивки рассказывали о жизни семьи, по ним можно даже «прочитать», сколько детей имела женщина, – поделилась специалист отдела ДПИ и ИЗО Ирина СОЛОВЬЕВА. – Эта выставка-конкурс преследует две цели: познакомиться с тем, что делают современные мастера, занимаясь вышивкой и ткачеством, а также собрать старинные рушники, сфотографировать орнаменты на них, чтобы потом можно было все это классифицировать и самое главное – сохранить. 

Из стародавних времён в современность

В Год культурного наследия народов России такая выставка особенно актуальна и важна.

Традиции развивают современные мастерицы. Красиво смотрятся вышивки по полотенцу Людмилы Труновой, представляющей обнинский городской клуб ветеранов, и калужанки Татьяны Ермаковой. Рушники Татьяны Александровны выполнены в технике бранного ткачества, что тоже необычно, ведь в основном рушники вышиваются.

 А еще зрители могут познакомиться с авторскими куклами Натальи Сержантовой, которые одеты в традиционные народные костюмы Калужской области, и увидеть старинную женскую одежду.

На конкурсе работает жюри. Комиссия оценивает участников в двух номинациях – «современная вышивка», «старинные полотенца». Также будут отмечаться элементы вышивки, ведь ее сюжеты имеют глубокое историческое и обрядовое значение. Многие из них встречались только на территории Калужского края.

Пожалуй, самым необычным стал рушник XIX века со стилизованным гербом Москвы, где всадник на коне – Святой Георгий Победоносец разит копьем Змея. Он по-настоящему праздничный! Среди геральдических элементов – корона и лавровые ветви. Такое на рушниках вышивали очень редко. Автор этого шедевра неизвестен, также  неизвестно, что послужило для него источником вдохновения. Но рушник из Юхновского района тоже свадебный, он выполнен в технике «счетного креста».

 – Этот рушник представляет особую ценность – он стал единственным с гербом. Больше подобных экземпляров на территории нашей области найти не удалось. Думаю, интересен он прежде всего для специалистов, – рассказывает заведующий отделом декоративно-прикладного и изобразительного искусства Дома народного творчества и кино «Центральный» Вадим ВОСТРИКОВ. 

 

Татьяна Савкина.

Фото автора.

 

 

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме



Новости ВРФ