Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Молодость - это тот период в жизни, когда молодой человек определяется со своим выбором, от которого чаще всего зависит содержание его дальнейшей жизни. И прекрасно, когда выбор жизненного пути основывается на добром воспитании, на богатстве духовного и культурного наследия предыдущих поколений, на традиционных ценностях. Благодаря такому выбору жизнь молодого человека будет серьёзной и основательной. Но, к сожалению, духовные и культурные богатства Отечества слабо востребованы большинством современной молодёжи. Прежде всего, потому, что они не востребованы их родителями, их семьёй. Ведь ребенок начинает к чему-либо проявлять искренний интерес, если видит серьёзную заинтересованность и даже любовь к этому со стороны родителей. Наверное, не просто так высказался один мудрец: «Дайте мне лучших матерей, и я вам дам лучшие народы».
Что является мерилом душевных качеств всякого человека, и прежде всего, молодого? Таким мерилом является Евангелие Христово. Главное содержание Евангелия - любовь к Богу и человеку. Отличительное свойство любви – жертвенность, самопожертвование. Вот именно этой способностью, способностью пожертвовать собой измеряется всякий человек. Именно умением и желанием пожертвовать собой ради воспитания детей отличаются те самые лучшие матери, о которых говорил мудрец. У таких матерей и, конечно же, отцов не будет несоответствия между желанием воспитать своих детей добрыми, порядочными людьми и конечным результатом. Такие родители последовательно внимательны к своим детям от их младенчества до их совершеннолетия. В таких семьях не возникает проблема «отцов и детей». Эти родители не сетуют, взирая на выросших детей, что молодёжь не та пошла, по сути, расписываясь в собственной несостоятельности.
Прекрасный пример жертвенного воспитания детей с идеальным результатом мы находим в древности. Семь братьев мучеников Маккавеев один за другим, шли добровольно, будучи совсем юными, на страшные мучения за веру без колебаний. Это как же надо было воспитывать детей, чтобы все они проявили лучшее качество души, которое является самым любезным в очах Божиих, - жертвенность. Ответ сокрыт в том, что, увещевая своего самого младшего сына достойно умереть вслед за братьями, их мать Соломия говорила, что не только вынашивала его девять месяцев, три года кормила грудью, но и «понесла муки воспитания». Если бы современные родители так серьёзно относились к воспитанию детей, как эта святая мать, не избегая мук воспитания, то, наверное, мы бы имели больше положительных примеров добропорядочной жизни молодёжи. А пока что за будущее страны тревожно. Сохранит ли молодёжь для будущих поколений любовь и уважение к духовным, патриотическим и культурным богатствам Родины, способна ли будет их передать в наследство своим детям?
Современные средства массовой информации, социальные сети навязывают гедонистические установки, пропагандируют роскошь, вседозволенность. Молодёжь, питаясь этим виртуальным суррогатом из Интернета постепенно ослабевает, утрачивает способность воспринимать наследие предков. Зачастую молодые люди делают выбор в пользу чувственности, пытаются реализовать лозунги: «Возьми от жизни всё», «Всё надо попробовать», «Живем один раз» и т.д. Мы видим курящих школьников, которые употребляют алкоголь, а потом у них дело доходит и до наркотиков. Особенно ужасает плотская распущенность в современной молодёжи, её ранний интерес к этой области человеческой жизни. Можно ли ждать от таких людей способности жертвовать собой ради других, ради Отечества? Скорее, наоборот, они будут жертвовать другими людьми, интересами Родины ради собственного благополучия и корысти.
Из истории известна закономерность последствий растления молодёжи. Это приводило общество к мятежам и политической нестабильности в государствах, вызывала вторжение иноземных захватчиков. От этого погибли Римская и Российская Империи.
Обратимся к предреволюционному свидетельству известного ревнителя христианской нравственности архиепископа Никона (Рождественского), который с тревогой и ужасом писал в своих дневниках (за 1910 год): «Страшно становится за человечество... порок становится обычным явлением жизни, на него привыкают смотреть, как на что-то простительное... Простой люд блудит, грех грехом ещё называет, а городской обыватель греха уже не хочет знать. Приходится слышать о таких грехах, о таких мерзостях, каких и не могло себе представить воображение. Молодёжь до того распустилась, что большинство её физически истощено, заражено омерзительными болезнями. Ужели можно нашу страну назвать христианской, а нас христианами?».
Либерально настроенная молодёжь сначала отвергла церковный брак, придумав для себя брак «гражданский», по сути, блудное сожительство, доходящее порой до создания так называемой «шведской семьи». Затем она была в первых рядах террористических организаций, убивших многие тысячи соотечественников, начиная от царя до простого горожанина, от глубокого старика до младенца, впоследствии решила освободиться вообще от монархии и от Бога, к чему и привел государственный переворот 1917 года.
Так что вопросы воспитания молодёжи актуальны во все времена. Это вопросы сохранения самой нации и государства. В этой связи актуален вопрос: «Что мы можем предложить молодёжи?». Ведь современные школьники, в большинстве своём живущие в нецерковньтх семьях, Евангелие, церковную литературу не читают и не воспринимают. Конечно, в школе пока еще преподают литературу, в которой евангельские ценности содержатся в лучших образцах русской литературы. Известные живописцы обращались часто к библейским сюжетам. Лучшие образцы русской архитектуры имеют отношение к церковному зодчеству. Изучение русской истории со школьной скамьи подвигает молодого человека обратить своё внимание на роль и значение Православной Церкви в судьбах выдающихся людей нашего Отечества и в истории нашей Родины. Но, к сожалению, зачастую приходится наблюдать сердечное равнодушие школьников и к собственной истории, и к шедеврам литературы и архитектуры.
Припоминается один случай, когда первокурсница с исторического факультета педагогического института не смогла назвать дату начала Великой Отечественной войны. К месту будет вспомнить сюжет по телевидению. Во время блиц-опроса старшеклассников юноши и девушки в интервью поведали вопрошающему у них, что, оказывается, Александр Невский победил Наполеона в Куликовской битве.
В борьбе за умы молодого поколения мы не должны чураться примеров из советской истории. Как минимум, должно быть повсеместное военно-патриотическое воспитание, которое содержит в себе огромный духовно-нравственный потенциал. Почему у старшего поколения, не заставшего Великой Отечественной войны, сохраняется память о ней и интерес к её истории? Потому что была поставлена правильная работа с молодёжью. О героях войны, пожертвовавших собой за жизнь будущих поколений, говорилось везде, начиная с детского сада, в школе, в вузах, на предприятиях. И самое главное, говорилось постоянно, а не только 9 мая.
Уверен, что надо так рассказывать о подвиге героев Великой Отечественной войны, чтобы пробудить в сердцах современной молодёжи желание изгнать из своих сердец чёрствость и равнодушие. Может, тогда молодые люди и начнут понемногу воспринимать Евангелие и приближаться в осознании жертвы Христовой. Где, как не на войне, место исполнению заповеди Христовой: больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя.
Такие героические поступки являются нашим национальным достоянием, неким «золотым» фондом подвигов героев Отечества. Нелишним будет вспомнить и нашего современника — воина Евгения Родионова, который не отрёкся от Христа пред лицом смерти. Хотя он тоже был нецерковным юношей. Значит, был сакральный смысл в нательном кресте, если Евгений жизнью пожертвовал за отказ его снять. Подобные примеры необходимы современной молодёжи, чтобы она умела правильно ориентироваться в жизни, находя для себя лучшие образцы для подражания.
Старшее поколение проявляет внимание к тому, чем живёт современная молодёжь. Ведь молодёжь это будущее нашей страны. Она определяет будущее благополучие или, не дай Бог, будущее неблагополучие нашей России. От молодых ребят не требуется каких-то особых подвигов, это удел не всех, но мы вправе ожидать, чтобы наша молодёжь не шла против инстинкта самосохранения, нравственных устоев, оставаясь в рамках дозволенного и законом, и моралью. И тогда с возрастом придут естественное благоразумие и сдержанность, которых будет достаточно, чтобы сохранить Россию Великой для будущих поколений.