Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
27 ноября исполнилось 90 лет уроженцу Калуги поэту Станиславу Куняеву
С 1989 года и по сей день Станислав Куняев руководит ведущим литературным журналом страны, «Нашим современником». Безусловно, это своеобразный рекорд. Свои первые шаги в литературу Станислав Юрьевич сделал в родном городе: в 1960 году в Калужском книжном издательстве вышел его первый сборник «Землепроходцы» – стихи о созидательном труде молодежи, юности, космосе. В то время рукопись должна была пройти внутреннее рецензирование, прежде чем попасть к читателю. Только потом, с учетом полученных рекомендаций, ее пускали в печать. Документы издательства ныне хранятся в Государственном архиве Калужской области. Среди них нам удалось отыскать два отклика на «Землепроходцев». Одну рецензию написал поэт Анисим Кронгауз, другую Николай Старшинов.
С высоты минувших лет и обретенного мастерства первые стихи можно критиковать, но первая книга – это первая книга, начало самостоятельного пути. Давайте посмотрим на сборник глазами его рецензентов.
Анисим Кронгауз родился в 1920 году в Харькове. В годы войны, в 1942-м и 1943-м, у него вышли в свет первые стихотворные сборники, «Эшелоны» и «Стихи о доме». В литературу он вошел в самом юном возрасте, но больше работал как переводчик. Отчасти поэтому его имя не столь известно. Но к 1960 году он стал известным, опытным литератором.
«В стихах Куняева мы можем обнаружить влияние многих наших наиболее талантливых поэтов старшего и младшего поколений: Л. Мартынова, Я. Смелякова, Е. Евтушенко. Но молодого поэта никак нельзя обвинить в подражании. Вырабатывая свой собственный поэтический почерк, он идет в ногу со своими товарищами, учится у них – многое отметает, а многое впитывает, преломляет в призме своей индивидуальности», – писал в своей рецензии Анисим Кронгауз.
Далее он перечислил разделы сборника: «Дети войны», «Из сибирской тетради», «Яблонное цветенье», «Чувство космоса». «Все эти разделы при их количественной и качественной неравноценности имеют право на существование и содержат множество интересных стихов». Нужно сразу заметить, что число разделов в итоге уменьшилось до двух: «Флаг на портальном кране» и «Яблонное цветение».
«Все эти стихи, написанные на переднем крае семилетки, поэтичны и передают в образах интересные мысли и наблюдения». Некоторые советские реалии сегодня забыты. Напомним, что упомянутая здесь семилетка – принятый в 1959 году семилетний план развития народного хозяйства СССР, рассчитанный по 1965 год включительно. Он предполагал интенсивное развитие тяжелой промышленности, военного комплекса, увеличение производства потребительских товаров, строительство жилья… Перечисляя то, что показалось лучшим, Кронгауз подытоживал: «Чувствуется, что автор хорошо изучил жизнь, знает сегодняшнюю Сибирь. Это знание помогает ему находить свежие темы там, где уже многие искали, и говорить об этом по-своему».
Запоминающиеся стихотворения есть и в других разделах. Самый слабый – «Чувство космоса». Его можно было бы сократить, выбросив несколько «шаблонных и абстрактных стихов»: «Эпоха», «Современнику», «Ракета на выставке». Из других разделов можно исключить «Дети всегда играют», «До сих пор у Днепра или Дона», «Весна». Стихотворений с такими названиями в сборнике нет. Но «Весна» осталась, только заголовок был снят. Она понравилась второму рецензенту, Николаю Старшинову.
Кронгауз сделал множество пометок и замечаний на полях рукописи: где что поправить, сократить, заменить. Все ремарки, подчеркивал он, «преследуют только одну цель: помочь будущему редактору сборника стихов Станислава Куняева в работе над этой талантливой и интересной рукописью». Целесообразность издания книги ему представлялась бесспорной. «Особенно уместно и радостно будет увидеть первую книгу поэта изданной в областном издательстве, на его родине». Кронгауз рекомендовал изменить название сборника. В рукописи он назывался «Мне нареченная земля». Рецензент предлагал «Яблонное цветенье», но не настаивал на этом. В итоге книга обрела название «Землепроходцы».
Рецензия была подписана 31 декабря 1959 года.
Вторую рецензию, как уже говорилось, написал Николай Старшинов – известный советский поэт, фронтовик, получивший тяжелое ранение в боях под Спас-Деменском. Он отметил, приветствуя сборник в целом, что у его лирического героя «есть и возраст, и биография. Детство его прошло в трудные годы войны, а юность в стенах университета и на стройках Сибири, на стройке Братской ГЭС и дороги Тайшет – Абакан. Этому и посвящены основные разделы книги – жизни нашей молодежи, находящейся на переднем крае строительства коммунизма, молодежи, которая умеет по-настоящему работать».
Николай Старшинов привел отрывок из стихотворения «Бетонщики» (в сборнике заголовок был снят):
Летят на щебенку спецовки.
Июльское солнце печет.
Мальчишки
посмотрят на сопки
Да вытрут ладонями пот.
И вновь замелькают лопаты,
Соль выбелит ситец рубах.
Бетонная пыль
меж лопаток,
Бетонная пыль на зубах.
В прорывы, в недели бессониц
Мозоли гудели больней.
Но, видно, на этом бетоне
«Схватился»
характер парней.
Стихотворение было переработано. Последней процитированной строфы о «бессоницах» и «мозолях» нет, вместо нее в сборнике иное продолжение:
В палатках
прохладно ночами,
Ребята усталые спят,
А в памяти
встанет Корчагин
И подвиги прежних ребят
Отчаянного поколенья,
Добывшего саблей права… и т.д.
Раздел, посвященный покорению космоса, представляется Старшинову вполне органичным, как и стихи о природе. «Стихи С. Куняева современны и гражданственны в самом высоком смысле этого слова». Удача сборника виделась рецензенту в том, что книга «написана не наблюдателем или свидетелем событий, происходящих в нашей стране, а участником. Поэтому в нее вложена неподдельная страсть человека, необыкновенно заинтересованного в том, что происходит в стране. <…> У С. Куняева острый поэтический глаз, поэт умеет точно заметить и передать увиденное». Старшинов цитировал стихотворения «Спроси, тебе расскажут матери…» и «Обеспечивается всем достоянием республики» (надпись на советском рубле выпуска 1918 года).
Повторяя, что сборник – хорошая книга о поколении ровесников, Николай Старшинов оговорил несколько «технических» замечаний: «Я не отрицаю того более свободного общения с рифмой, какое появилось в последнее время у некоторых молодых поэтов с легкой руки Е. Евтушенко. Но все-таки рифма есть рифма. Должно быть хотя бы приблизительное созвучие, иначе стих рассыпается. У С. Куняева рифмы нередко так отдаленно созвучны, что их просто не ощущаешь, вроде: «потом – иконам», «лепту – победу», «выцветал – ветрам», «работа – брошены”, «освободи – сапоги», «обрадованные – ошарашенные», «просил – призыв», «виска – писать». Мне кажется, что это идет не от новаторства, а от нежелания работать по-настоящему над стихом». Вместе с тем, оговаривался Николай Старшинов, это частности, в целом же книга интересна, содержательна и поэтична. «Я как член приемной комиссии и комиссии по работе с молодыми писателями при Союзе писателей РСФСР горячо рекомендую ее к изданию».
Вот так встретили новую поэтическую книгу ее первые читатели и критики.
Станислав Куняев помнит о Калуге, приезжает сюда. Родному городу посвящена «Калужская хроника», Калуга и Ока упоминаются в стихотворениях «Затосковав по дому, по семье…», «Полжизни прошло на вокзалах…», «Природа и бетон…», «Также будет струиться Ока…», «Над темным лугом, над Окой…» и других. Например, в публицистических «Размышлениях на старом Арбате»:
Радуюсь,
что не возрос на Арбате,
Что обошло мою душу
проклятье,
Радуюсь,
что моя Родина – Русь –
Вся: от Калуги
и аж до Камчатки,
Что не арбатских страстей отпечатки
В сердце,
а великорусская грусть!..