В Музее-усадьбе «Полотняный Завод» хранятся экспонаты разных эпох
Им снова и снова дарят новую жизнь, показывая на выставках. На этот раз в экспозиции «прелестный мир дворянки» представили личные вещи Натальи Розенель-Луначарской – театральной дивы и одной их первых советских светских дам Москвы начала XX века.
В 1920-е годы молодая актриса Наталья Розенель, окончившая Киевскую театральную академию, влилась в столичную творческую среду. Вместе с началом карьеры она сумела покорить сердце наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского и, несмотря на разницу в возрасте, стала его женой (для обоих это был второй брак). Она играла в Малом театре и театре Корша, снималась в кино, тогда еще немом, делала переводы пьес французских и немецких драматургов. Наталья знала языки, разбиралась в музыке и литературе.
С тех пор минуло столетие. Изменился мир, изменилась мода на актеров. Давно угасла звезда Розенель. Но зрители могут сегодня «прогуляться» по театральному закулисью, «побывать» в ее артистической гримерке и увидеть уникальные предметы из реквизита актрисы – перчатки, женскую шляпку, сумочку и, конечно, такой изящный аксессуар, как веер. Все это представлено в одном из залов музея. К слову, на веера в прошлом была своя неповторимая мода, а этот, из черных страусовых перьев с розовым краем, был самым модным. О двадцатые годы, наполненные отзвуками имперской России и верой в прекрасное коммунистическое будущее!
НАША СПРАВКА
В 1900 году Анатолий Луначарский находился в Калуге, куда был отправлен под надзор полиции. В то время он сдружился с последним владельцем усадьбы в Полотняном Заводе Дмитрием Гончаровым-младшим, посещал его дом.
Потомки Луначарского передали в дар музею его труды и некоторые семейные вещи. Так театральный реквизит Натальи Розенель попал в Полотняный Завод.