Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Экспозиция связана с наследием прошлого. Здесь объединились умельцы калужской мастерской «Разноцвет» и детско-юношеского центра «Исток» и представляют куклы ручной работы, предметы браного ткачества, панно, занавески и тканые дорожки. Все это сделано на этнографическом материале - мастера Татьяна Ермакова, Вера Москалева, Варвара и Алина Бушуевы, Наталья Садовникова, Наталья Торбенкова и их ученики тщательно подошли к изучению самобытной культуры русского народа.
Полотняный Завод славился не только бумагой, но и ткачеством, которое было хорошо развито, своими мастерицами, поэтому данная выставка представляет особый интерес. Она рассказывает о быте простых людей XVIII - начала XX веков.
Органично вписались в экспозицию акварели, герои которых - куклы, в том числе куклы-столбушки.
- У столбушки есть еще одно название - «закрутка». Это не случайно: основой для нее служит деревянный столбик, на который накручивается материя. Такая кукла считалась символом единения мужского и женского начала. Когда рядом с ней клали младенца, она символизировала продолжение рода, - говорит специалист по фольклору Светлана Черкасова. - У наших предков куклы занимали особое место. Разновидностей существовало очень много, и делали их не только на забаву детям. Куклы служили оберегами, участвовали в обрядах.
Так, Желаннице доверяли заветные мечты, Подорожница оберегала путника в дороге, в Крупеничках хранили зерно, которое весной шло на посадку, Пеленашку клали в люльку ребенка, стараясь отвратить от него беду. А вот Шестиручкам и Десятиручкам отводили в избе самое почетное место - в красном углу. По поверьям, они помогали в хозяйстве. Причем всех кукол делали без лиц. Считалось, например, что через глаза в дом мог проникнуть злой дух. Поэтому, чтобы не привлекать опасность, куколка оставалась безликой.