Сны наяву

17:10, 05 декабря 2023

Необычный фотопроект представили в Инновационном культурном центре

Термин «тенебризм» относится к стилю живописи, для которого характерно использование глубоких теней и отчетливых контрастов между светлыми и темными областями работы. Произведения искусства, созданные в данной манере, иногда называют ночными картинами. Этой техникой, корни которой уходят в эпоху барокко, и вдохновился фотохудожник из Козельска Виталий Верескун при создании новой серии снимков.

По всем итальянским канонам

Расцвет тенебризма пришелся на XVII век. Ярким представителем этого стиля является знаменитый художник Караваджо. Ему зачастую также приписывают и создание похожей живописной манеры письма — кьяроскуро — цветного графического искусства, которое обычно находило отражение на деревянных гравюрах.

Ранее в своей практике Виталий Верескун нередко применял разные живописные приемы. Это выражалось в том, как фотограф обращался со светом, подчеркивая объем и глубину кадров. Новый проект «Сны Караваджо» определенно обладает магической силой. Фотографу удалось погрузить зрителя в эпоху рыцарства и замков — Средние века. Хотя абсолютно все кадры, выполненные в жанрах репортажной съёмки и документалистики, были сняты в Калужской области. На фотографиях вместо красивых интерьеров студии — болота, леса, замерзшие реки, пустыри, старые амбары и столетний погреб.

 – Театральность картин Караваджо завораживает меня, я вижу в них тайну: свет, вырывающий из темноты фигуры, пронизывающий тьму. Это подтолкнуло меня к созданию проекта. Работа длилась пять лет, но, конечно же, не каждый день. Первая съемка прошла в 2018 году ночью на болоте, а последняя – в ноябре этого года на берегу Жиздры. Фото делались также на Чертовом городище, на реке Серене в Полошкове, в Сосенском и в деревне Бурнашево. Снимал даже на колокольне ХIХ века. Получились классные сцены с ангелом и рыцарем. Героями снимков стали мои друзья и знакомые, — отметил автор проекта Виталий Верескун.

КСТАТИ


За этот год работы Виталия Верескуна в ИКЦ выставлялись уже дважды — проекты «Сядь нормально» и «Сны Караваджо».

Всё, как у всех

Фотограф подчеркнул, что иногда приходилось добавлять документальности, как говорится, исподтишка — ловить мимолетные эмоции и чувства героев до заветного слова «снимаю!». Поэтому многие работы сделаны в формате бэкстейджа — закулисной, закадровой съемки с эффектом подглядывания за людьми.

Иногда фотографии получались благодаря полету фантазии и наплыву вдохновения, но зачастую сцену на снимках создавали довольно длительное время. Что-то из реквизита находилось по воле судьбы, что-то Виталий мастерил из подручного материала.

 – Одну сцену мы снимали в столетнем подвале, который уже осыпался, зимой, при минусовой температуре. Я притащил туда курицу, хлеб, собранную на помойке скорлупу от яиц. К потолку прикрутил колесо от прялки. Эту сцену с едой мы снимали целый день, — вспоминает фотограф.

Виталию не по душе популярный в фотографии жанр файн-арт, когда все снимки делаются излишне красивыми и изящными, до отвращения идеальными и коммерческими. Автор проекта «Сны Караваджо» выступает за естественность, натуралистичность, хотя в его работах и нет исторической достоверности. Однако именно таким сюжетам, по мнению фотографа, и верит зритель.

На вернисаже фотовыставки для гостей устроили настоящий спектакль в духе Средневековья, режиссером которого стал Виталий Верескун. Под трогательную музыку в исполнении пианиста Дмитрия Шевченко плавно ожили герои фотоснимков. Первые посетители экспозиции даже стали свидетелями настоящей рыцарской битвы за сердце прекрасной дамы.

ДОСЬЕ


Виталий Верескун родился в белорусском городе Гродно. В 1984 году он переехал в Калужскую область, где проживает по настоящее время. Ему всегда нравилось наблюдать, как визуальные образы из жизни переносятся на экран, холст или снимок. По образованию Виталий режиссер, интересуется классическим изобразительным искусством и кинематографом. Фотографией Виталий начал заниматься в 2011 году. Отправной точкой в выборе профессии стали съемки на рок-концертах и фестивалях в Москве. Затем он перешел на постановочную фотографию, делал оммажи по картинам барокко — работы-подражание, дань уважения другому художнику. Виталий работает внештатным фотокором в районной газете «Козельск».

Евгения Фролова

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме



Новости ВРФ