Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Необычный фотопроект представили в Инновационном культурном центре
Термин «тенебризм» относится к стилю живописи, для которого характерно использование глубоких теней и отчетливых контрастов между светлыми и темными областями работы. Произведения искусства, созданные в данной манере, иногда называют ночными картинами. Этой техникой, корни которой уходят в эпоху барокко, и вдохновился фотохудожник из Козельска Виталий Верескун при создании новой серии снимков.
Расцвет тенебризма пришелся на XVII век. Ярким представителем этого стиля является знаменитый художник Караваджо. Ему зачастую также приписывают и создание похожей живописной манеры письма — кьяроскуро — цветного графического искусства, которое обычно находило отражение на деревянных гравюрах.
Ранее в своей практике Виталий Верескун нередко применял разные живописные приемы. Это выражалось в том, как фотограф обращался со светом, подчеркивая объем и глубину кадров. Новый проект «Сны Караваджо» определенно обладает магической силой. Фотографу удалось погрузить зрителя в эпоху рыцарства и замков — Средние века. Хотя абсолютно все кадры, выполненные в жанрах репортажной съёмки и документалистики, были сняты в Калужской области. На фотографиях вместо красивых интерьеров студии — болота, леса, замерзшие реки, пустыри, старые амбары и столетний погреб.
– Театральность картин Караваджо завораживает меня, я вижу в них тайну: свет, вырывающий из темноты фигуры, пронизывающий тьму. Это подтолкнуло меня к созданию проекта. Работа длилась пять лет, но, конечно же, не каждый день. Первая съемка прошла в 2018 году ночью на болоте, а последняя – в ноябре этого года на берегу Жиздры. Фото делались также на Чертовом городище, на реке Серене в Полошкове, в Сосенском и в деревне Бурнашево. Снимал даже на колокольне ХIХ века. Получились классные сцены с ангелом и рыцарем. Героями снимков стали мои друзья и знакомые, — отметил автор проекта Виталий Верескун.
КСТАТИ
За этот год работы Виталия Верескуна в ИКЦ выставлялись уже дважды — проекты «Сядь нормально» и «Сны Караваджо».
Фотограф подчеркнул, что иногда приходилось добавлять документальности, как говорится, исподтишка — ловить мимолетные эмоции и чувства героев до заветного слова «снимаю!». Поэтому многие работы сделаны в формате бэкстейджа — закулисной, закадровой съемки с эффектом подглядывания за людьми.
Иногда фотографии получались благодаря полету фантазии и наплыву вдохновения, но зачастую сцену на снимках создавали довольно длительное время. Что-то из реквизита находилось по воле судьбы, что-то Виталий мастерил из подручного материала.
– Одну сцену мы снимали в столетнем подвале, который уже осыпался, зимой, при минусовой температуре. Я притащил туда курицу, хлеб, собранную на помойке скорлупу от яиц. К потолку прикрутил колесо от прялки. Эту сцену с едой мы снимали целый день, — вспоминает фотограф.
Виталию не по душе популярный в фотографии жанр файн-арт, когда все снимки делаются излишне красивыми и изящными, до отвращения идеальными и коммерческими. Автор проекта «Сны Караваджо» выступает за естественность, натуралистичность, хотя в его работах и нет исторической достоверности. Однако именно таким сюжетам, по мнению фотографа, и верит зритель.
На вернисаже фотовыставки для гостей устроили настоящий спектакль в духе Средневековья, режиссером которого стал Виталий Верескун. Под трогательную музыку в исполнении пианиста Дмитрия Шевченко плавно ожили герои фотоснимков. Первые посетители экспозиции даже стали свидетелями настоящей рыцарской битвы за сердце прекрасной дамы.
ДОСЬЕ
Виталий Верескун родился в белорусском городе Гродно. В 1984 году он переехал в Калужскую область, где проживает по настоящее время. Ему всегда нравилось наблюдать, как визуальные образы из жизни переносятся на экран, холст или снимок. По образованию Виталий режиссер, интересуется классическим изобразительным искусством и кинематографом. Фотографией Виталий начал заниматься в 2011 году. Отправной точкой в выборе профессии стали съемки на рок-концертах и фестивалях в Москве. Затем он перешел на постановочную фотографию, делал оммажи по картинам барокко — работы-подражание, дань уважения другому художнику. Виталий работает внештатным фотокором в районной газете «Козельск».