Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
В Палатах Коробовых знакомят с историей народной куклы
Новая выставка посвящена тряпичной кукле. Несколько столетий назад эта игрушка была самой важной в крестьянском быту, ее делали своими руками из кусочков материи.
В первую очередь она создавалась как обрядовая. Отголоском прошлого до нас сегодня дошла кукла Масленица, с которой мы до сих пор провожаем зимние холода и встречаем весну. Наши предки придавали кукле обережный смысл. И, конечно, она служила забавой маленьким детям как игровая кукла.
В музее мы увидим кукол из коллекции калужанки Жанны Столярской. Каждая представляет один из районов нашей области и его традиционную женскую одежду, праздничную и свадебную. Поэтому можно посмотреть, как когда-то наряжались жительницы деревень Перемышльского, Сухиничского, Жиздринского, Медынского и других уездов (ныне – районов).
Современные мастера возрождают искусство тряпичной игрушки. Кукол, составивших экспозицию, создали 12 умелиц со всей России, среди которых калужанки Александра Огородник, Ирина Соловьева и Татьяна Станкевич. Порой на одну куклу и ее наряд у них уходило два месяца работы. Здесь посетители могут увидеть два вида костюмов – сарафанный и паневный, бытовавшие в Калужской губернии. А еще у нас существовало 62 варианта народной одежды!
– В основу этих костюмов были положены этнографические исследования мастеров. В каждой деревне ту же паневу изготавливали по-разному. Даже на территории нашей губернии отличалось практически все: материя, нитки, украшения, цветовая гамма. Панева, по мнению большинства исследователей, – элемент одежды замужней женщины, похожий на юбку. Даже существовал свадебный обряд впрыгивания в паневу, – рассказала экскурсовод музея Алина Паршина.
Когда приходили договариваться о заключении брака, девушку ставили на лавку. Мать держала перед ней паневу и приговаривала: «Прынь, дитятко, прынь, милая, в вечный хомут, в бабью паневу». Если девушка делала шаг с лавки, это означало, что она дает согласие на брак.
Самая раритетная кукла на выставке родом из начала XX века, возраст ее достаточно внушительный. Она носит костюм калужской крестьянки. Эта фарфоровая куколка работы кустарих-одевальщиц из фондов объединенного музея-заповедника.
Куклы из старинной ткани – пестряди – выполнены мастером из Челябинска Майей Сысоевой. Мастер сделала их приближенными к народным – это столбушки и скрутки. К слову, все куклы тогда были безликими. По поверьям, если у куклы нарисовать глаза, нос и рот, в нее мог вселиться нечистый дух и навредить людям.
А основой для кукол москвички Натальи Сержантовой стала работа в архивах Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге. Некоторые из них, в том числе композиция «Колядовщики пришли», представляют собой копии с музейных экспонатов.
Все образы, представленные вниманию публики, можно считать продолжением традиций, сформировавшихся в конце XIX века. В то время в Сергиевом Посаде возник промысел кустарих-одевальщиц. Это были женщины, которые одевали куколок в этнографические и исторические костюмы.
А сама артель кустарих-одевальщиц возникла в 1911 году. Их изделия представлялись даже на зарубежных выставках, например, в Париже, и имели большой успех. Прототипом для костюмов послужили экспонаты из Румянцевского музея Санкт-Петербурга.
Выставка в Палатах Коробовых хорошо вписалась в интерьер старинного дома. Невольно начинаешь понимать, насколько любящие руки делали эти игрушки, руки людей с большим сердцем. Наверное, поэтому они особенно нравятся ценителям старины и коллекционерам.
– Каждая куколка любопытна тем, что отражает мастерство их создательниц. На этой выставке мы можем проследить эволюцию данного промысла от работ кустарих-одевальщиц до творчества наших современниц, не дающих угаснуть такому интересному рукоделию, – дополнила Алина Паршина.