Чем восхищались в XIX веке?

10:52, 07 августа 2024

В областном центре представили редкие гравюры 

В одном из залов Музея изобразительных искусств развешаны раритеты. На выставку «Шедевры английской гравюры XVIII – XIX веков» в числе других попали произведения мастеров печатной графики – Джеймса Колдуэлла, Уильяма Уорда, Фредерика Стэкпула, Генри Казинса, Ричарда Ирлома, Уильяма Дикинсона. Ровно, как и листы других итальянских и английских авторов. 46 работ – это часть коллекции князя Дмитрия Горчакова, которая поступила в фонды музея из имения Барятино Тарусского уезда. 

XIX век считается временем расцвета английской печатной графики. Конечно, она появилась намного раньше. В основном это были работы, привезенные из других стран. В XIX столетии у ценителей вырос интерес к листам большого формата. Сюжеты выбирались самые разные: от евангельских до пейзажных и анималистических. На портретах часто изображались члены семьи. Такие работы в новой калужской экспозиции тоже есть. К примеру, на гравюре «Молитва» можно увидеть двух дочерей пэра Англии Джорджа Кэмпбелла. Есть здесь и портрет прославленной британской актрисы Сары Сиддонс с сыном.

- Ни в одном музее нет большого количества английской гравюры, тем интереснее, что такие работы хранятся у нас. Они отличаются своим монументальным форматом, что, конечно, привлекает зрителя, - рассказывает куратор выставки Марина Зверева (на фото). – Коллекция князя Горчакова оказалась разнообразной по техникам. Помимо резцовой гравюры работы выполнены в техниках меццо-тинто, аква-тинто, пунктира – техниках, позволяющих передать живописные особенности и богатство оттенков. Такие листы служили украшением богатых домов и дворцов как в Англии, так и в России. Это наше общее достояние, о котором мы пока не так много знаем. 

Для Англии того времени графика больших размеров была новым явлением. В английском искусстве тогда главенствовал портрет, поэтому первые гравюры были портретные. Мастера приглашались из Европы. Так, известный итальянский творец Франческо Бартолоцци уехал далеко от границ своей родины, чтобы факсимильно воспроизвести в гравюре рисунки Гверчино, написанные в 1764 году. На тот момент они хранились в Национальном собрании в Лондоне. Благодаря своему таланту итальянец стал одним из лучших мастеров Англии и основателем Королевской академии. Он дал гравюре новое направление, придумал уникальные техники. 

Еще одно имя в этом искусстве – Френсис Виварес. Привлекают внимание его пейзажи с детальной прорисовкой, выполненные в офортной технике в сочетании с сухой иглой. А вот Джон Баптист Джексон, который воспроизвел живописный оригинал Тициана «Введение во храм», считается одним из создателей цветной печати на дереве. Джексоновская гравюра – это редчайший шедевр экспозиции. Процесс перенесения рисунка довольно сложен, отваживались на него не все, но именно Джексон смог это сделать. 

Свою роль в объединении британских графиков привнесла Галерея гравюры, для которой в Лондоне специально выстроили здание. Чтобы воспроизводить шедевры старых художников, были приглашены лучшие граверы Европы и Англии. Их произведениям поражаешься, насколько искусно сделаны эти работы, цепляют взгляд мелкими деталями. По словам Марины Зверевой, старые мастера были нацелены на иллюстрирование, именно поэтому в их творчестве не так много оригинальных вещей, но они очень точно воспроизводили живописные произведения. В 1862 году был издан альбом «Шедевры гравюры», часть листов из этого альбома впервые представлена калужанам. 

Чувство восхищения вызывают и гравюры из «Шекспировской галереи». Эту серию к произведениям Шекспира, ставшую мировой классикой, зрители уже могли видеть в залах музея, в общей экспозиции она тоже смотрится прекрасно. 

- Во время работы над реконструкцией коллекции князей Горчаковых я читала письма Веры Ивановны, жены коллекционера. Она писала матери из Англии, куда отправилась с мужем, в деталях описывая путешествие. Пара побывала в Оксфорде, посетила дворец Бленхейм, проехала по шекспировским местам. Верочка к своим 18 годам была дамой образованной, знала несколько языков. Ее восхитила Бодлианская библиотека, крупнейшая из существовавших на тот момент библиотек. Особенно Горчаковы были очарованы английскими садами, потом у себя в усадьбе они пытались сделать что-то подобное, выписывая растения из-за границы. И хочется сказать, что к собирательству художественных ценностей они относились серьезно, со знанием дела, - дополнила Марина Зверева. 

Татьяна Савкина

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме



Новости ВРФ