Сыскной талант и профессиональное чутьё

За пятнадцать лет службы в органах внутренних дел Владимир Нефедов, заместитель начальника Управления уголовного розыска регионального УМВД, стал истинным профессионалом-практиком.

Талант сыщика проявился у него не сразу. Владимир родом из села Красное Хвастовичского района. После окончания школы в 1986 году поступил в Калужское авиационно-техническое училище. По направлению работал в школе ДОСААФ города Перми авиатехником по обслуживанию пилотно-авиационного оборудования. Стал посещать летные курсы, увлекся самолетным спортом, высшим пилотажем, прыгал с парашютом. На вопрос, не страшно ли было, ответ прозвучал обыденно:

– Первый прыжок – нет, еще не понимаешь, не осознаешь, насколько это опасно. Может и купол не раскрыться, и многое другое произойти. Но потом так затягивает, что без прыжков и полетов уже не представляешь себе жизни.

Оказывается, тяга к небу передалась ему по наследству. Брат отца, Дмитрий, был летчиком и погиб в первые дни Великой Отечественной войны. Единственная фотография дяди в парадной форме висела на стене, и маленький Вова с восхищением смотрел на нее. Следуя детской мечте, после курсов получил удостоверение летчика-парашютиста третьего разряда. По возвращении на родину с 1997 по 1999 год Владимир нёс службу в должности начальника караула Калужской воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних. Но работа не приносила должного удовлетворения. Поэтому без сожаления перевелся по месту жительства в Воротынск участковым инспектором милиции. Обслуживал и территорию прилегающих к посёлку деревень.

– Вот тут я в полной мере ощутил, что это мое! – воскликнул подполковник полиции. – У меня очень хорошо шла работа с населением. Знал всё, что и где происходит. Ходил по дворам, останавливался у подъездов и заводил беседы со старушками. Они охотно делились своими наблюдениями за подозрительными, на их взгляд, соседями, рассказывали о себе, на свою судьбу жаловались. Потом анализировал информацию, делал выводы. Однажды банку ртути обнаружил у одной бабушки на балконе. Она мне обмолвилась, что после смерти деда осталась склянка со светящейся жидкостью. А вдруг разбилась бы?

Областное начальство заметило прозорливость и находчивость молодого участкового и в 2000 году пригласило его в уголовный розыск, почти сразу – в убойный отдел, расследующий преступления против личности. Хоть и сложное время было: ненормированный рабочий день, выезды на места преступлений, следственные мероприятия, Владимиру Ильичу это нравилось. Сам он говорит:

– Мне интересен процесс получения информации, когда нащупаешь ниточку, потянешь, зацепишь другую, третью и так на основе умозаключений, логических комбинаций постепенно клубочек распутывается. Конечно, сноровка вырабатывается годами, а поле деятельности было обширным. День за днем - кропотливость и выдержка, настойчивость и работа над собой...

Хочется отметить, что будни оперуполномоченного уголовного розыска не так уж романтичны, как кажется по детективным романам и сериалам. Это каждодневная рутина со сбором вещественных доказательств, опросом очевидцев, допросами подозреваемых, свидетелей, составлением протоколов, анализом и сопоставлением фактов. И только после того, как все логически сложится, можно говорить об успешном завершении дела, почувствовать удовлетворение от торжества законности. Но есть еще одно – профессиональное чутье. Именно благодаря ему Владимиру Нефедову удалось удачно провести расследование многих дел и даже задержать преступную группу.

В уголовном розыске давно уже «висела» нераскрытая серия краж из гаражей. Воры действовали варварски: разбивали наружную стену, забирались внутрь, а потом ломали следующую и тащили все, что попадется под руку. Засадные мероприятия не давали результатов. Как-то ночью, уже после службы, потянуло оперативника посмотреть, что творится у гаражей: чутье сработало! Недалеко остановил машину, погасил фары, подкрался…

– Слышу: «тук-тук, тук-тук», – повествует бывалый сыщик. – Прислушался, точно – взламывают. Вижу: пять человек орудуют, все атлетичные, здоровые. Легковушка рядом, номера замазаны. Что делать? Рации нет, чтобы сообщить в дежурку. Пока они грузились, я бегом до своей машины и – в отделение. Тут уж – дело техники! На выезде с группой задержали их и нейтрализовали. А были при них запчасти, старые колеса, даже банки с помидорами и морковь в ведре. После оказалось, что это бандитская группа и разыскивали их несколько лет за серию убийств. Угоняли транспорт у инвалидов, разбирали. До сих пор еще отбывают наказание за содеянное. Вот как бывает: попались на малом, а криминальный клубок потянулся далеко.

Владимир Ильич считает, что в его работе нельзя стоять на месте, так как бандиты действуют с умом, изощренно и надо порой опережать их. Поэтому в 2005 году он поступил в Московский университет МВД России. Уже на пятом курсе, в 2009 году, Нефёдова назначили на должность заместителя начальника Управления уголовного розыска УМВД. Он курирует работу отделов по борьбе с организованной преступностью и распространением наркотиков. Свободного времени почти нет, сама работа для него увлечение. Но в последнее время стал по утрам бегать, ходить в тренажёрный зал. Расслабиться, отвлечься получается редко. И в отпуске, и в выходные дни голова забита делами. Постоянно в уме прокручиваются показания, сопоставляются факты, вещественные доказательства, проектируется модель поведения преступника.

- День начинается с семи часов утра, - бодро, словно рапортуя, рассказывает Нефедов. - В дежурной части узнаю о происшествиях, затем провожу планерку, анализ сводок за сутки, ставим с коллективом приоритетные задачи и так далее. Проблема в том, что многие бандиты в 90-е перешли на легальное существование, занялись коммерцией, бизнесом. Возвращаются на криминальную дорогу где-то 40-50 процентов. Их надо уличить, поймать с поличным, не нарушая буквы закона.

Что касается незаконного хранения и распространения наркотиков, тут самое страшное, когда в это вовлекаются дети. Если ребенок употребляет их, то тащит из дома все для очередной дозы. Страдает, естественно, семья. Чтобы локализовать распространение зелья, надо взять сбытчиков при его хранении, продаже. В основном этим занимаются молодые люди от 18 до 25 лет.

Ночь-полночь, а приходится подполковнику срываться от семьи на выполнение задания, уходить утром на работу и возвращаться следующим утром, чтобы город мог спокойно спать. К счастью, супруга Оксана скандалов не устраивает. «Главное, – говорит она мужу, – ты звони, что живой, и всегда возвращайся. Знай, мы с дочкой тебя ждем». Эти слова как бальзам на душу закоренелому трудоголику. Ведь для 11-летней дочери Дашеньки заботливый и любящий папа – самый главный человек в мире, и она ждет его тепла и внимания. Мама занимается с ней музыкой, языками, а Владимир Ильич, как только выпадает свободный часок-другой, вместе с ней рисует, ходит на аттракционы. Получается бывать втроем и на природе.

И ради этих драгоценных мгновений, чтобы ничто не омрачало жизнь, чтобы торжествовали законность и порядок, уверенно и добросовестно несет службу Владимир Ильич Нефедов. Побольше бы таких любящих свое дело полицейских - жить бы стало безопаснее.

Светлана СИДОРОВА.
Поделиться с друзьями: