Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Ярчайший дирижер современности, харизматичный, экспрессивный, великий - это только малая часть эпитетов, упоминаемых при имени маэстро.
Мне вспоминается тревожная хроника недавних лет: стрельба, бомбежка, убитые, танки на улицах разрушенного Цхинвала. Город стерт с лица земли. Южная Осетия. Большая трагедия маленького народа. Тогда он объединил дагестанцев, осетин, армян, грузин, чеченцев, азербайджанцев, кабардинцев и назвал это фестивалем «За мир на Кавказе».
В руинах Цхинвала играли первую часть Седьмой симфонии Шостаковича, названную Ленинградской, потому что впервые она прозвучала в блокадном Ленинграде. Эта симфония против зла, против всякого насилия над человечеством. Шостакович сочинил ее, чтобы мир узнал: Ленинград жив и никогда не сдастся. Гергиеву, «самому известному осетину», как называют маэстро на родине, было невыносимо больно видеть разрушенный Цхинвал, и всю свою боль он вложил в музыку. Он хотел, чтобы через великую музыку мир почувствовал боль осетинского народа, чтобы узнал всю правду о трагедии России и Осетии.
Еще на импровизированной сцене среди развалин Цхинвала музыканты под управлением Гергиева играли Пятую симфонию Чайковского, самую красивую, вторую, часть, которая провозглашает победу жизни, ее торжество, потому что жить на земле – это великое счастье. Цхинвал разрушили, но народ выстоял, выжил. Жизнь победила.
Я помню тот концерт, его транслировали чуть ли не все телекомпании мира: камни, искореженные остатки строений и неутомимые, взлетающие вверх, как крылья птицы, руки великого дирижера. Великого Гергиева. Весь его образ говорил о величии России. И Россия, прильнув к экранам телевизоров, была горда за своего сына.
Тогда, я помню, мне страшно захотелось побывать на концерте маэстро. Увидеть, хоть ненадолго, взмахи его рук, мятущиеся и ведущие за собой и оркестр, и музыку, которую он играет. Услышать, почувствовать строгое спокойствие, величие, экспрессию Гергиева. Но возможно ли? Даже если поехать в Петербург, в Мариинку, конечно, не пробиться, да и билеты, очевидно, совсем не по карману простой провинциальной журналистке. Вот когда обрадуешься, что существует телевидение. Однако оказалось, что мечтам все-таки суждено сбываться. Не дождавшись меня в Мариинском, непоседливый маэстро затеял новый проект и сам приехал в Калугу. В феврале этого года Валерия Абисаловича выбрали председателем вновь созданного Всероссийского хорового общества, которое он же и предложил воссоздать, и по своему обыкновению он сразу начал действовать. Гергиев решил, что сводные детские хоры в регионах могут исполнять великую музыку вместе с ведущими солистами Мариинского оперного театра под аккомпанемент симфонического оркестра.
Звучание чистых детских голосов – в традициях России, уверен маэстро. В разговоре с журналистами в концертном зале Калужской филармонии он отметил, что традицию эту надо возрождать, ведь петь человеку так же естественно, как дышать. А хорошая музыка, «большая» музыка способна творить чудеса, возвышать, настраивать нравственно душу и сердце. Валерий Гергиев рассказал, что мечтает о возвращении в школьные программы полноценных уроков музыки, в том числе и детского хорового пения. Дети в обязательном порядке должны два часа в неделю петь в школьных хорах. Сегодня, считает известный дирижер, школы должны вернуть эту дисциплину, этот необходимый, морально здоровый элемент образования. Тогда детские голоса будут звучать и в деревнях, и в храмах, и в театрах, и в кружках, и просто в каждой школе. А если, по мнению маэстро, ребенок достигает 13-летнего или 15-летнего возраста и никак не видит себя в классической музыкальной культуре, это не страшно, он все равно получит нужную порцию красоты. Что ж, врачи, например, утверждают, что пение вызывает в организме определенный резонанс, который гармонизирует работу всех органов. А ученые заметили, что под музыку великих композиторов замерзающая вода кристаллизуется в снежинки изысканной формы. Так, может, Гергиев прав? Во всяком случае, вреда от пения точно не будет.
И как же красиво пели наши дети из хоров «Млада» музыкальной школы № 2 имени С.С.Туликова и «Майский день» Центра детского творчества «Созвездие»! В программу Московского Пасхального фестиваля, один из концертов которого в этот раз прошел к вящей радости просвещенных калужан в нашем городе, Гергиев, художественный руководитель фестиваля, впервые включил «Stabat Mater» Джованни Перголези. Именно это произведение и исполнили калужские дети совместно со знаменитыми гостями из Санкт-Петербурга. Это одно из самых известных своих сочинений Перголези написал за год до своей смерти в возрасте 25 лет. Легенда гласит, что родители возлюбленной композитора были против их брака. 16-летняя девушка ушла в монастырь и там вскоре умерла. После ее смерти Джованни узрел черты любимой в образе Девы Марии и сочинил музыку в монастыре капуцинов, где умер от туберкулеза. «Stabat Mater» - «Стояла мать скорбящая» - католическая секвенция о страданиях Марии во время распятия Христа. Но музыка Перголези вовсе не траурная. Это светлое повествование о любви и преданности в память об ушедших из этого мира.
В этот раз фестиваль проходил по 14 городам России. Оркестр во главе с маэстро прибыл в Калугу из Тулы. Там тоже прошел такой же концерт, но с участием юных туляков. Очень плотный график не дал маэстро ни минуты передохнуть. В Калужскую филармонию он прибыл с задержкой на час. Пришлось все делать буквально на ходу: отвечать на вопросы журналистов, прослушивать распевку детского хора, обсуждать с директором филармонии Вадимом Прикладовским и министром культуры региона Александром Типаковым акустические возможности зала, которые он попросил «испытать» одну из солисток Мариинки и нашу землячку Жанну Домбровскую.
Усталые глаза, глубокие, большие и мудрые. В последнее время Мариинский театр много внимания уделяет гастролям в регионах. Большое искусство, по мнению Валерия Абисаловича, должны знать не только в столицах и за рубежом, но и в маленьких городах и селениях.
- Мы, конечно, устаем, но в поезде отсыпаемся, - говорит Гергиев. - Стараемся соблюсти баланс между выступлениями за рубежом, в Петербурге, Москве и в регионах. Могу похвастаться, нам это удалось!
Во время проведения каждого Пасхального фестиваля будут и впредь охватываться регионы России. И не только Центральной, как в этот раз. И всегда будут звучать вместе с оперными голосами голоса детские. Это, считает маэстро, даст толчок не одному детскому коллективу.
В переполненном концертном зале, где даже ступеньки амфитеатра были забиты зрителями, оркестр Мариинского театра играл под руководством своего прославленного дирижера фрагменты из произведений великого Петра Ильича Чайковского «Иоланта», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Ромео и Джульетта» и увертюру к опере «Вильгельм Телль» не менее великого Джоаккино Россини.
Дирижер и художественный руководитель оркестра Мариинского театра, Лондонского симфонического оркестра, Роттердамского филармонического, а также постоянный приглашенный дирижер многих других известных в мире оркестров, Гергиев – основатель полтора десятка фестивалей, среди которых наиболее знамениты Московский Пасхальный и «Звезды белых ночей» в Петербурге. Маэстро еще является деканом факультета искусств Санкт-Петербургского университета. А в 2003 году Валерий Гергиев создал благотворительный фонд, который помогает молодым талантам и развитию искусства. Успевает Гергиев и как общественный деятель. Наград и званий не счесть. И все же, как признался маэстро в интервью калужским журналистам, у него нет ощущения, что он уже достиг всего, чего хотел, или хотя бы приблизился к вершине своих стремлений. Его рецепт – работать, пока «не перестанешь этим наслаждаться, не теряя уверенности в своей способности испытывать вдохновение и вдохновлять других». Вдохновлять и дарить миру музыку, чтобы даже просто жить в этом мире было счастьем.