Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Прошлое и будущее соединяют ... традиционные пояса.
Те, кто постарше, наверное, еще помнят первые электронно-вычислительные машины (ЭВМ) – большие шкафы с бобинами перфоленты, на которой записывали информацию. На таких начинала работать программист вычислительного центра Галина Гончарова из Людинова. Прошли годы. Теперь в ее руках «перфоленты» с куда более древней историей. Галина Федоровна ткет традиционные пояса. Что «зашифровали» наши предки в этих орнаментах – доподлинно неизвестно. Но протянулись пояса, как связующая ниточка, между поколениями.
- Это неотъемлемый элемент русского костюма. В старые времена вообще неприлично было выходить без пояса. Вот откуда пошло слово «распоясаться» - выйти за нормы поведения, - объясняет Галина Гончарова. - Существовали тоненькие опояски на будний день, покосные пояса и т.д. Некоторые повязывались просто, а некоторые по нескольку раз оборачивались вокруг туловища. В приданое девушка готовила до ста поясов. К разным костюмам пояса были разные. Женские – более нарядные, для невесты и женщины детородного возраста - в красных тонах.
Ее близкое знакомство с традиционным костюмом произошло в Казанском соборе, в Людинове. Его настоятель протоиерей Алексий Жиганов организовал здесь два музея – народного быта и истории храма.
- Показывая подлинные костюмы, о. Алексий сказал: «А вы можете сделать так же?», - продолжает Галина Гончарова. - Начали мы восстанавливать старинную вышивку – калужскую перевить, коклюшечное мерное кружево, пояса.
Тут пригодилось ей все, чему учили в детстве. Недаром все тетушки и бабушки были знатными рукодельницами. А еще помог … Интернет.
- Чтобы воссоздать пояс, расплели кусочек подлинника, посмотрели, как лежат нитки. Потом уже сделали такой же. Причем эта шерстяная лента могла быть и поясом, и отделкой для панёвы. Сарафанов в наших краях не носили. Женщины надевали поверх рубахи панёву (юбку) да занавеску (фартук), - рассказывает Галина Федоровна. - Я слышала, что делали пояса или на бердо, или на ниту. Но как, не знала. Выручил Интернет. Спасибо мастерам, которые делятся в Сети своими секретами. Всю методику я нашла там.
С того времени бердо стало ее любимым инструментом. Принцип у него такой же, как у ткацкого стана, - кросны. Но чтобы выполнить пояс в технике бранного ткачества, нужна схема. Их Галина Федоровна делает на компьютере и удивляется: как в старину мастерицы схемы запоминали? Наверное, передавали из рук в руки или имели образец.
- Традиционных орнаментов так много, что хочется все попробовать. А вот с материалом сложнее. Натуральную шерсть и натуральный лен теперь встретишь нечасто. Приходится пользоваться современными полушерстяными нитками. Но они дают возможность экспериментировать с фактурой, с цветом, - поделилась мастерица.
Пояса работы Галины Федоровны есть не только в музейной экспозиции. Однажды на фестивале в Калуге услышала она, как поет ансамбль «Роща». И так полюбились ей эти песни! Позднее судьба свела их на фестивале хлудневской игрушки в Думиничах, куда Галина Гончарова приехала со своими поясами. Руководителю ансамбля Тамаре Ситько они понравились тем, что соответствовали традиции. Она заказала для своего коллектива больше десятка поясов. Сотрудничество продолжилось. Недавно «Роща» приезжала в Людиново – они сделали обработку песен, которые исполняет здешний ансамбль «Черновцы» (еще одно детище о. Алексия). Кстати, пояса артисты с удовольствием носят . Появились среди заказчиков и другие фольклорные коллективы. Хотят, чтобы костюмы были близки к подлинным.
Галина Федоровна снова проводит вечера за бердо – надо восстановить все пояса в музейной коллекции. Сожалеет она только об одном: мало последователей. Это кропотливый труд. Если ткать каждый вечер, на один пояс уйдет как минимум неделя. Длина может достигать четырех метров. А молодые люди в большинстве своем хотят результат быстрый.
- Сейчас много всякой тесьмы, изготовленной машинным способом, орнаменты очень красивые, но все-таки я заметила, что когда берут в руки вещь ручной работы, ее начинают поглаживать. Она тепло рук хранит, к ней хочется прикасаться, - замечает наша героиня.