Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Учителя-словесники региона предложили внести изменения в Концепцию филологического образования.
В настоящее время в педагогической общественности активно обсуждается Концепция филологического образования. Как известно, её одобрили и приняли учителя-словесники на II Всероссийском съезде в Ульяновске. Некоторые специалисты и педагоги концепцию осудили и написали по этому поводу открытое письмо министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову.
В период с 27 ноября по 5 декабря нынешнего года члены Калужского регионального отделения Ассоциации учителей литературы и русского языка рассмотрели и обсудили через интернет Концепцию школьного филологического образования. На основе этого обсуждения было составлено настоящее письмо с предложениями и рекомендациями авторам - разработчикам концепции.
Следует отметить, что концепция не противоречит принятым ранее в образовании документам, в том числе и Федеральным государственным образовательным стандартам, а является к ним дополнением. В концепции, безусловно, можно отметить много положительного. Например, в ней прописаны научные основы филологического образования, методологическая основа изучения русского языка и литературы в школе. А также дидактические единицы предметов, разделение предметов на самостоятельные в старших классах, возможное четырехлетнее историко-литературное изучение предмета «Литература» и многое другое. Обращает на себя внимание тот факт, что подчеркивается важность русского языка как государственного языка Российской Федерации и метапредметный характер изучения русского языка и литературы в школах. Представлены особенности изучения русского языка и литературы в образовательных организациях с параллельным изучением родного языка и в полиэтнических школах (классах), что особенно важно в современном поликультурном пространстве России.
Вместе с тем члены нашей ассоциации предлагают разработчикам концепции обратить внимание на некоторые чисто смысловые уточнения. Так, в «Преамбуле» не совсем четко прописано значение концепции. На наш взгляд, концепция не «может послужить одним из источников для создания национальной образовательной доктрины», а является одним из источников создания национальной образовательной доктрины.
В разделе «Предметное содержание по русскому языку» совершенно правильным является сохранение ключевых блоков, разделов. Предлагающийся вариант соответствует современным требованиям к образованию в области предмета «Русский язык».
В разделе «Предметное содержание по литературе» просим обратить внимание авторов - составителей учебно-методических комплектов на «обязательные требования к морально-нравственному содержанию произведений, учёт возрастных особенностей обучающихся», так как нередко в современных УМК, к сожалению, предлагаются к изучению произведения с низким морально-нравственным содержанием. По нашему мнению, необходимо конкретизировать не только фамилии авторов, но и изучаемые произведения 2-й половины XX века, как это сделано с литературой XIX века, и 1-й половины XX века. Что касается конца ХХ - начала XXI века, то желательно также прописать фамилии авторов и произведения как опору для всероссийского изучения, не полагаясь на отдельный литературно-эстетический вкус создателей УМК.
В целом калужские учителя-словесники выражают благодарность и поддержку авторскому коллективу за работу по составлению концепции. Мы надеемся, что будут приняты меры государственной поддержки данной концепции, в том числе признание статуса документа на уровне государственных структур.