Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
В этом году последний звонок прозвенел для восемнадцати воспитанников Азаровского детского дома. Все они выбрали для дальнейшего обучения учреждения среднего профессионального образования.
Профессиональное и личностное самоопределение — основные проблемы в воспитании детей. Ответственность за решение этих проблем в жизни детей из детских домов лежит на взрослых, которые с ними работают, — воспитателях, психологах, педагогах, социальных работниках. В этом убеждена директор Азаровского детского дома Наталья Пинаева.
На базе детского дома работает основная школа, продолжительность обучения в которой составляет девять лет. Там учатся ребята с задержками психического развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование в школе «Гармония». Воспитанники детского дома, которые имеют возможность учиться в общеобразовательных учреждениях, ездят на занятия в школы № 2, 21 и 46.
По словам директора, ребят активно вовлекают в профориентационные мероприятия с начала обучения в девятом классе. Как и во многих других школах, осенью проводятся анкетирование и диагностика, позволяющие выявить психологический тип профессии, в которой ребенок сможет достичь наибольших успехов. В определении склонностей детей педагоги детского дома отталкиваются от методики, предложенной советским и российским психологом Евгением Климовым. В основе ее лежат пять схем профессиональной деятельности: «Человек-Человек», «Человек-Природа», «Человек-Техника», «Человек-Знак», «Человек-Художественный образ». «Каждая их пяти схем предусматривает множество профессий. Нужно понять, чего хочет сам ребенок», — пояснила Наталья Алексеевна. Со всеми детьми проводится индивидуальная работа.
В 2014 году для детского дома была разработана авторская программа «Мир профессий», в рамках которой для учеников девятого класса реализуется проект «Мой профессиональный выбор», а ребят младшего возраста в игровой форме знакомят с существующими профессиями.
«Также у нас есть две программы предпрофильного образования — «Парикмахерского искусство» и «Ногтевой сервис»,- пояснила Наталья Пинаева. Первая программа реализуется уже четыре года. За все время свидетельства о курсовой подготовке получил 31 человек: 30 девочек и один мальчик. Вторая программа работает с января этого года. В конце мая шесть ее участниц получили свидетельства об окончании курса. Разумеется, для успешной реализации данных программ должна быть полноценная материальная база. Ее обеспечили компания L`Oreal и благотворительный фонд «Кто, если не я?».
Директор отметила, что многие предприятия и организации готовы встретить ребят и рассказать им о своей работе. Так, 24 марта дети ездили в центр кинологической службы Управления МВД Калужской области. Традиционными стали экскурсии воспитанников детского дома по заводам концерна «Вольво», одного из спонсоров учреждения. Последняя состоялась 18 апреля. Чуть ранее, 10 апреля, ребята посетили телецентр телерадиокомпании «Ника». Эта поездка позволила им познакомиться с процессом создания телепередачи, а также с особенностями профессий продюсера, ведущего, монтажера, гримера, ассистента режиссера и звукооператора. Более того, дети смогли попробовать себя в качестве диктора.
Особую роль в профессиональной ориентации детей играют благотворительный фонд «Расправь крылья!» и одноименный центр. В частности, на весенних каникулах воспитанники детского дома участвовали в лагерной смене «Галактика». Центр регулярно организует мастер-классы по профориентации.
Еще детскому дому в решении проблемы выбора профессий помогает благотворительный фонд «Северная корона». Осенью прошлого года и весной этого года дети участвовали в проекте фонда «Творческая мастерская». Мероприятия проходили на базе лагеря «Мечта» Подольского района Московской области. Туда приезжали воспитанники из двенадцати областей России. Для них была подготовлена интересная программа. Каждый день проходили мастер-классы, спортивные мероприятия, игры и многое другое.
Однако, несмотря на многообразие мероприятий по профориентации, абсолютное большинство ребят идет получать именно среднее профессиональное образование. Особым интересом у них пользуются колледжи сервиса и дизайна, информационных технологий и управления, аграрный и педагогический.
«Высшее образование стремятся получить единицы. Дети думают, что по окончании колледжей, техникумов им будет проще поступить в университет», — рассказала Наталья Алексеевна. Но не всегда нежелание учиться до 11 класса объясняется ленью. Вполне понятен страх детей перед изменениями в системе Единого государственного экзамена. Именно этот страх, по словам директора, порой мешает ребятам получить общее образование и потом поступить в университет.
В конце мая последний звонок прозвенел для восемнадцати воспитанников Азаровского детского дома, двое из которых собираются учиться за пределами Калужской области. «Но даже в этом случае мы их не оставляем, а делаем все, чтобы дети могли спокойно жить и получать образование там, где они хотят, — подчеркнула Наталья Пинаева. — Главное — чтобы ребята нашли себя».
В начале июля воспитанница Азаровского детского дома Ольга Дворягина отправила обращение президенту Владимиру Путину с просьбой подарить ей на восемнадцатилетие ноутбук, необходимый для занятий любимым делом — программированием. Спустя несколько дней главный федеральный инспектор в Калужской области Алексей Савин и министр труда и социальной политики Павел Коновалов вручили Ольге подарок от имени президента. Директор Наталья Пинаева рассказала, что сейчас Ольга живет с сестрой, с которой и ранее поддерживала тесные отношения, и подрабатывает в компании, профилем которой является как раз программирование.
Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!» реализует проекты, направленные на создание среды, позволяющей воспитанникам в обычной жизни применять полученные в детском доме умения и навыки, развивать их, проявлять инициативу, принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию, оценивать последствия, понимать причины успехов и неудач.
В 2013 году фонд предложил использовать конкурс-ную игру-квест как форму оценки готовности воспитанников к выпуску. В 2014 году эта форма оценки готовности воспитанников к выпуску была реализована на региональном и межрегиональном уровнях.
Весной этого года фонд провел II общероссийский конкурс воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «СтартБатл-2015». Цель конкурса состояла в том, чтобы дать возможность будущим выпускникам на практике проверить свою готовность к взрослой жизни после выпуска из детского дома или школы-интерната. Для участия в конкурсе в разных регионах России проходили отборочные битвы и региональные туры. После этого 13 команд из десяти регионов России встретились в Москве на финальном туре, чтобы проверить, насколько они готовы к взрослой жизни. Ребята получили возможность «проиграть» разные жизненные ситуации, принимать самостоятельные решения, делать свой выбор.
По итогам соревнований первое командное место завоевала команда «Фломастеры» из Азаровского детского дома. Лучшими игроками конкурса стали Евгения Корнеева и Николай Глазов.