7 ноября на сцене Калужского драматического театра прошла премьера спектакля «Белая гвардия» по одноименному роману и пьесе «Дни Турбиных» Михаила Булгакова. Храмовое пространство размером со вселенную, на которую смотрит сверху сошедший с иконы лик, и огромные четырехугольные колонны как жернова гигантской неумолимой мельницы. Декорация нового спектакля Александра Баранникова, созданная художником-постановщиком из Санкт-Петербурга Кириллом Пискуновым, еще до погружения зрительного зала во мрак притягивает своей заостренной, скупой и точной символичностью.
Судьба людей, попавших в этот водоворот, порожденный дьявольскими жерновами, у каждого своя. Кого-то выбрасывает наружу, в тихую заграничную гавань, кого-то перемалывает до смерти. А есть те, кто оказался в самой середине, там, где вроде бы тихо, если не смотреть по сторонам изнутри на бешено вращающийся смерч самой неправой, тяжелой и ужасной войны - гражданской.
«Белая гвардия» Михаила Булгакова на сцене Калужского драматического театра. Спектакль оставляет смутные чувства. Будто стряхнули пыль с той части души, где хранятся понятия чести, Родины, будто раскрыли тот уголок сознания, где дремали ясные и понятные чувства, эмоции, жестокая и беззащитная правда жизни. Александр Баранников не льстит зрителю и не заигрывает с ним. Он не цепляется за эффектные трюки. Он рассказывает историю. Наверно, это единственно правильное решение, если автор материала - Михаил Булгаков.
Говоря о впечатлениях, нельзя не упомянуть об особой булгаковской атмосфере постановки. Выдержанная от третьего звонка до закрытия занавеса, она позволяет полностью погрузиться в то очень непростое время. Точно расставленные звуковые акценты, эти своеобразные «шаги дьявола» под именем Петлюра, не дают расслабиться, подчеркивая напряженность ситуации.
Достоин поклона и актерский ансамбль. Именно ансамбль, ибо на протяжении почти трех часов непрерывного действия все шестнадцать персонажей действовали как единое целое, не перетягивая одеяло на себя. В этом видится огромная работа режиссера-постановщика. Александр Баранников на протяжении всего репетиционного периода досконально объяснял смысл той или иной фразы, движения, жеста. Огромный материал, окружающий текст сценической композиции, понятый и принятый актерами, сделал своё благое дело. Персонажи зажили своей жизнью на сцене.
Результатом стала реакция зрительного зала. От смеха над причудами Леонида Шервинского (актер Игорь Корнилов) до слез на глазах в сцене, когда Елена Тальберг (актриса Светлана Ляхова) узнает о гибели своего брата. Кстати, как признался сам Игорь Корнилов, роль Шервинского ему была дана, что называется, на сопротивление. Есть такая практика в театре, когда актеру дают роль абсолютно не в его характере. Иногда это приносит успех, что, собственно, и произошло в «Белой гвардии». Игорь Корнилов ушел от наработанных уже, несмотря на возраст, актерских штампов и сделал своего героя очень ярко, свежо и правдиво.
Без сомнения, хорош и житомирский кузен Лариосик (актер Игорь Постнов). Необычайно органичен, он сумел создать цельный характер, достоверный и узнаваемый. Центральный же персонаж спектакля - полковник Алексей Турбин, которому режиссер дал еще и функции автора. Сложнейшая, на наш взгляд, роль досталась актеру Леониду Клецу. При минимальном внешнем выражении она несет огромнейшую внутреннюю смысловую и чувственную нагрузку. Стержень спектакля, и держать его архисложно. Леонид Клец «держит роль», быть может, только чуть излишне аккуратно, будто боясь расплескать, с ничтожно малыми нюансами неуверенности. Спишем это на премьерную лихорадку. Дай бог, чтобы, устоявшись, притершись, его Алексей Турбин, честный русский офицер, утвердился окончательно в теле спектакля.
Кстати, как известно, Александр Баранников в процессе подготовки корректировал текст пьесы, сверяя его с романом. Так вот, в романе Турбин остается жив, в пьесе он умирает. Не мог Булгаков заставить Турбина признавать со сцены советскую власть, как того требовали в тридцатых годах прошлого столетия. В 2008 году Александр Баранников выбрал тот же вариант. Турбин погибает, оставаясь в памяти людей, знавших его, русским офицером с высоким понятием чести.
Символичен и финал спектакля. При кажущейся внешней устроенности (люди эти вроде бы нашли, как жить в новой жизни) на деле они остались стоять на пустой выжженной земле, с выжженной душой и глухим, но неотступным у горла вопросом: почему так? И нет у них сил поднять головы вверх, посмотреть туда, где звезды, где вечность, где тот, кто, спасая, стоял за правым плечом.
На наш взгляд, нет сомнений в том, что «Белая гвардия» займет достойное место в репертуаре Калужского драматического. Спектакль, заставляющий думать и переживать, дорогого стоит. Главное, чтобы со временем актеры сохранили ту атмосферу, ту искренность и честность чувств, ту историю, которую удалось вложить в их сознание Александру Баранникову.