Белорусский дневник

3. Яблоко здравого смысла

Окончание.Начало в номерах от 2 и 9 декабря.

О достижениях белорусского сельского хозяйства мы, россияне, знаем не понаслышке. Ведь недаром же выискиваем на прилавках магазинов продукты, произведенные в братской республике. Потому что уверены: «зроблена ў Беларусі» означает высокое качество и отменный вкус.

В нынешнем году Россия вышла на первое место в мире по экспорту зерна. Только так ли уж радостен этот факт? Александр Лукашенко это достижение прокомментировал так:  зерно надо не на экспорт продавать, а свой скот им кормить, молоко-мясо производить.

Пишу о Беларуси уже много лет, и каждый раз, заканчивая очередную страницу «Белорусского дневника», понимаю, что даю читателю повод заподозрить автора в пристрастности. А кто-то даже скажет: мол, наслушался батькиных речей, насмотрелся на «потемкинские деревни», разомлел от гостеприимства и – давай восторгаться. Поверьте, очень стараюсь быть объективным. Разве могу я сказать, что наше село сегодня прозябает, когда губернатор Могилевской области Владимир Доманевский на своей пресс-конференции рассказывает журналистам про калужскую программу «Сто роботизированных ферм» - есть и у нас чему поучиться! Но начинаешь сравнивать по гамбургскому счету, и получается, что в одном белорусском районе поголовье КРС чуть ли не больше, чем во всей нашей области (утрирую, конечно, но цифры сравнимые). 

То же самое с использованием сельхозземель по прямому их назначению – сравнение явно не в нашу пользу. В Беларуси как: распахано все, что может и должно быть распахано, – под самую лесную опушку, под самый деревенский забор. Почему у них так, а у нас иначе? Ответ вы и сами прекрасно знаете: в России частная собственность на землю, а в Беларуси – государственная.

Вообще, в аграрном секторе у государства львиная доля, частные сельхозпредприятия составляют в нем меньше четверти. Нет, фермерских хозяйств здесь много, есть и такие крупные, как КФХ «Диана» Шкловского района Могилевщины, где мы в ходе пресс-тура побывали. Создали его в далеком 1991 году супруги Малиновские – Владимир и Светлана. Выращивают зерновые и масличные культуры, картофель – в том числе и на семена. «Второго хлеба» фермеры производят аж 70 процентов валовки всего района. Немудрено: полторы тысячи га земли в обороте. Рентабельность продаж – почти 42 процента! Так что частник в «заповеднике социализма» тоже не лыком шит.

И все же белорусская аграрная модель зиждется на государственном секторе. Иначе и быть не может, если руководство республики считает, что для серьезного сельхозпроизводства хозяйству нужно 15 тысяч га земли (при таких площадях можно наиболее эффективно использовать энергонасыщенную технику).

Именно столько земли имеет в своем распоряжении ОАО «Александрийское» в том же Шкловском районе. Об этом агрогиганте, где трудится полторы тысячи человек, стоит сказать поподробнее. Приведу несколько цифр. Урожайность зерновых – почти 77 центнеров с гектара. Шесть молочно-товарных комплексов, один из них – на 16 роботов. Поголовье КРС – под 15 тысяч. Свиноводческий комплекс на 50 тысяч голов откорма в год. Птицефабрика на миллион одновременной посадки цыплят-бройлеров. Убойный и колбасный цеха – 160 наименований колбасной продукции и еще 280 прочей мясной.

Сейчас много разговоров идет про завозимые в Россию якобы белорусские яблоки, которые на самом деле польские. Не знаю, сколь велик процент «санкционки» в поставках из братской республики, могу сказать лишь одно – настоящие белорусские яблоки видел своими глазами, причем в промышленных масштабах. Яблоневый сад, заложенный десять лет назад, – гордость «Александрийского». 250 га яблонь, еще 50 – черной смородины, система капельного полива. Фрукто-хранилище в деревне Большой Межник рассчитано на 6500 тонн наливных фруктов в год, хранятся они в холодильных камерах с компьютерным контролем микроклимата.

Ну и, так, «по мелочи»: грибы-вешенки, рыбка – карп, толстолобик, белый амур, радужная форель… Короче, впечатляет.

Центральная усадьба предприятия – агрогородок Александрия. Про белорусские агрогородки мы писали уже не раз. Напомню, что здесь для сельских жителей создаются комфортные условия, максимально приближенные к городским. Из социальной инфраструктуры в Александрии – спортивный комплекс с бассейном, центр культуры и досуга, средняя школа, ясли-сад, амбулатория, отделение «Беларусьбанка», почта, дом быта, два магазина, гостиница, кафе, столовая. За 10 лет в агрогородке построено более 250 газифицированных домов коттеджного типа.

Рассказ об Александрии будет не полным, если не упомянуть о том, что она – малая родина Лукашенко. Нет, назвали ее не в честь Александра Григорьевича, она была Александрией уже тогда, когда мать-одиночка Екатерина Трофимовна с новорожденным Сашей вернулась из Орши в родную деревню в 1954 году. Рядом со зданием новой школы на крутом берегу Днепра бережно сохранена одна из изб школы-пятихатки (всего изб было пять) с мемориальной партой, за которой будущий Батька грыз гранит науки.

Можно, конечно, связать масштабы и успехи хозяйства с высоким статусом родины президента - не без этого. Но могу ответственно заявить, что бывал в белорусских хозяйствах, не менее крупных и успешных, и в агрогородках, ничем не уступающих Александрии.

Несколько слов о двух предприятиях пищевой промышленности Могилевщины, на которых мы побывали. Первое – ОАО «Бабушкина крынка». Это управляющая компания крупного холдинга, в который входят еще семь молочных заводов. Чего только этот холдинг не производит: от сливочного масла до майонеза, от твердых сыров до мороженого – всего более 300 наименований продукции. А перерабатывает он что-то около 85 процентов молока всей Могилевской области – 1700 тонн в сутки! Радушные хозяева вручили нам неподъемные пакеты со своей «молочкой». Стоит ли говорить, что вся она пришлась по вкусу моим домашним. Особенно сыр. Это действительно был старый добрый сыр, а не нечто непонятное по вкусу и консистенции, которое мы вынуждены покупать в наших магазинах в условиях продэмбарго.

«Мы – №1 в мире по производству пастило-мармеладных изделий» - без ложной скромности заявлено в рекламном буклете ОАО «Красный пищевик». Не знаю насчет планетарного первенства, но масштабы впечатляют: 150 разновидностей кондитерских изделий – зефир, мармелад, халва, драже, конфеты с желе – свыше 20 тысяч тонн в год. Основная продукция предприятия, расположенного в Бобруйске, – зефир. Причем производится он как по современным, так и по классическим технологиям. Современные технологии, насколько я понял, отличаются от классических тем, что в составе продукта мало или вообще нет яблочного пюре. В традиционном же зефире его, создающего знакомую с детства приятную кислинку, около 30 процентов. Классический зефир должен сутки вылежаться перед фасовкой, «высокотехнологичный» готов к употреблению уже через полчаса. Понятно, что современный продукт более конкурентоспособен на рынке – его себестоимость ниже. Но, частично перейдя на новые технологии, белорусские кондитеры от традиций не отступаются.

Кстати, кто-то из коллег задал руководителю ОАО Сергею Антюховскому вопрос о его заработной плате. Тот ответил, что она всего лишь в два с половиной раза выше средней по предприятию. А вообще, для директоров госпредприятий в Беларуси установлена норма – не более чем в пять раз. Вот бы эти слова да гендиректору «Почты России» Дмитрию Страшнову в уши…

Почему наши аграрии так опасаются экспансии белорусских продуктов на российские прилавки? Потому, что конкурировать с «сябрами» крайне сложно и по цене, и по качеству. Суть не в том, что у наших и у белорусских крестьян руки растут из разных мест – это вовсе не так. Просто сельское хозяйство Беларуси в большей степени регулирует государство, а российское – в большей степени рынок. Помните Батьку: «Да ни черта он не отрегулирует!» Может быть, Лукашенко и не совсем прав, но очевидно – ГМО, пальмовое масло, «шприцованные» куры, перемороженная рыба, вездесущий глутамат натрия – это все рыночные порождения.

На пресс-конференции в Минске Александр Лукашенко не раз обращался через нас к аграриям из российских регионов: «Мы можем вам помочь – поделиться опытом, подсказать, наладить производство. У нас есть племенной скот, семена, сельхозтехника, технологии. Если вам надо – берите!» А мне подумалось: а сможем ли мы эффективно воспользоваться белорусским опытом в условиях сложившейся в России экономической системы? Системы, в которой земля роздана в частные руки и рынок – мера всех вещей… 

Юрий РАСТОРГУЕВ.

Фото автора.      


 

Поделиться с друзьями: