Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
В последние годы интерес к трудам Александра Леонидовича Чижевского – выдающегося ученого в области гелиобиологии, аэроионификации, электрогемодинамики, создателя теории гелиотараксии, философа, космиста, поэта, художника – значительно усилился.
Оценки его творчеству давались неоднократно. В 1931 году Совет Народных Комиссаров СССР вынес о его работах специальное постановление с учреждением ЦНИЛИ - Центральной научно-исследовательской лаборатории ионификации.
В 1939 г. Чижевский избирается почетным председателем I Международного конгресса по биологической физике и биологической космологии, проходившего в Нью-Йорке. Тогда же его кандидатуру выдвигали на соискание Нобелевской премии.
В 1960 г. президиум ВЦСПС принял постановление, направленное на дальнейшее развитие аэроионификации в нашей стране, указав на работы А.Л. Чижевского.
В 1975-м секция химико-технологических и биологических наук президиума АН СССР отметила значимость проблемы влияния космических факторов на процессы, происходившие на Земле. Подчеркивалось, что выдающаяся заслуга в постановке и разработке этой проблемы принадлежит А.Л. Чижевскому, впервые высказавшему идею о тесной зависимости явлений, происходящих в биосфере, от космических факторов, и академику В.И. Вернадскому – создателю учения о биосфере.
В работе «Земное эхо солнечных бурь» Чижевский писал: «Мы привыкли придерживаться грубого и узкого антифилософского взгляда на жизнь как на результат случайной игры только земных сил. Это, конечно, неверно. Жизнь, как мы видим, в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца – этой грандиозной совокупности туманностей, звезд, Солнца, планет».
Для нас едино всё: и в малом, и в большом,
Кровь общая течет по жилам всей Вселенной…
В мире науки эта сторона исследований Чижевского считается наиболее актуальной. Изучение солнечно-земных связей осуществляется специалистами самого различного профиля – медиками и биологами, климатологами и географами, астрономами и астрофизиками.
Символично, что 120-летний юбилей Чижевского совпал с Годом экологии. В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития страны, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности президент Путин подписал указ о проведении в 2017 г. в Российской Федерации Года экологии.
А.Л. Чижевский, по утверждению ученых, является основоположником космической экологии. Долгое время его гипотеза о влиянии солнечной активности на поведение людей, на социальные явления считалась ошибочной. И только в конце ХХ века эти постулаты Чижевского были подтверждены исследованиями ученых разных стран.
В монографии «Космическая погода и биосфера – история исследований и современность» (М., 2015 г.) доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник Крымской обсерватории Б. Владимирский пишет: «Накопление данных, свидетельствующих в пользу тезиса А.Л. Чижевского – космическая погода влияет на любой биологический процесс, проходило в это время без перерывов… Самое главное событие этих лет – полная научная реабилитация известной (многострадальной…) работы А.Л. Чижевского «Физические факторы исторического процесса». Два автора – А. Путилов (Биофизика. 1992, т. 37, № 4, с. 623-633) и С. Эртель (S. Ertel, Studia Psychologica, 1996,v. 38, №1/2, p. 3-21), работая независимо, полностью повторили анализ основателя гелиобиологии. Они использовали современные методы статистической обработки и представили массивы исходных данных, сформированные историками-профессионалами. Оба получили одинаковый результат высокой статистической значимости – нарушения социальной стабильности случаются всегда в максимум солнечной активности».
Немецкий ученый С. Эртель продолжил изучение влияния космической погоды на творческую продуктивность, о чем им было изложено в журнале «Биофизика» (1998, т. 43, № 4, с. 736-741). Он построил особый индекс «социальной творческой продуктивности» (1400 – 1800 гг., шаг - 5 лет) отдельно для Европы и Китая. Сопоставив цифры, обнаружил, что индекс для обоих регионов изменяется полностью синхронно, несмотря на то что культурные связи между ними в указанное время практически полностью отсутствовали. Творческая активность в двух случаях ее подъема - около 1500 г. и 1675 г. - почти точно совпала с особыми эпизодами изменения космического климата. В эти годы были длительные минимумы солнечной активности Шперера и Маундера, отличающиеся тем, что «обычный» 11-летний цикл в эти десятилетия был едва заметен.
Владимирский из исследований Эртеля делает вывод: «Это указывает на то, что в среде обитания всё время действует агент широкого диапазона действия, зависящий от космической погоды. Это тот же фактор Чижевского, вызывающий массовые психозы (революции)».
Сотрудники Института космических исследований РАН (Т. Бреус, Р. Баевский и другие) обнаружили, что, находясь в невесомости на орбитальной станции, космонавты могут предсказать наступление магнитной бури по состоянию своего здоровья, что было подтверждено впоследствии дополнительными измерениями. Отсюда следует, что космическая погода влияет на здоровых людей, находящихся в условиях стресса.
Как известно, на течение и исход ишемической болезни сердца оказывают большое влияние геофизические факторы, которые в дни геомагнитных возмущений отличаются более тяжелым течением и чаще сопровождаются осложнениями и повышенной летальностью. Обнаружено также, что максимальное количество скоропостижных смертей от инфарктов миокарда в среднем за все годы приходилось на вторые сутки после геомагнитных возмущений. Все это заставляло и заставляет ученых, врачей искать способ эффективной защиты больных во время геомагнитных возмущений.
В книге «Ишемическая болезнь сердца и солнечная активность» (М., 2004) доктор медицинских наук Ю. Гурфинкель приводит результаты собственных статистических исследований влияния солнечной и геомагнитной активности на частоту возникновения инфарктов миокарда. Он реализовал идею Чижевского о защите пациентов от магнитных бурь в особой экранированной палате. В эту палату пациенты, страдавшие инфарктом миокарда и стенокардией, помещались перед самым началом магнитной бури. Выглядела она как обычная палата, больным обеспечивался надлежащий уровень комфорта, и в ней было возможно проведение обследования с применением различных методик. Время пребывания больного в экранированном помещении не превышало трех суток. Было обследовано 27 пациентов. Эксперимент дал четкий результат: состояние больных по объективным и субъективным показателям улучшалось. Этот опыт имел большое значение для определения физической природы действующего фактора.
Подводя итог накопленных к концу ХХ века наблюдений, экспериментов, идей разных ученых не только нашей страны, но и зарубежных, Б. Владимирский приходит к выводу, что «влияние ближнего космоса – вне всяких сомнений имеет место для самого широкого круга явлений в биосфере, а, следовательно, все основные положения, выдвинутые в свое время Чижевским, в том числе казавшиеся весьма спорными, получили полное подтверждение».