Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Ольга СМЫКОВА
Ольга Смыкова, корреспондент газеты "Весть": -
На днях к нам в кабинет зашел молодой человек. И поскольку визиты и звонки в редакцию – дело обычное, то приготовилась услышать человеческую историю и подумать, как просителю помочь, ну если не помочь, то хотя бы что-то подсказать или просто выслушать. А парень стал предлагать купить косметику и парфюмерию на все случаи жизни и для меня, и для родных и близких, и для дома. Молодой такой крепкий парень, а чем занимается, подумалось мне.
Но, как говорится, не судите да не судимы будете. Понятное дело, что покупать у коробейника я ничего не стала, а вот профессиональное любопытство моё тут же ринулось в бой. Поинтересовалась, интересная ли работа, нравится ли, велик ли доход. Поняв, что купить не куплю, а выслушать готова, молодой человек поведал, что торговля не его призвание, но что поделать, если по специальности инженерной устроиться не удалось, а семью как-то содержать надо.
Многие могут возмутиться на этом месте: как это нет работы, вы только газету или сайты откройте, там же требуются, требуются и требуются. А я вот парню поверила, все потому, что относительно недавно и сама, и члены моей семьи находились в активном поиске работы. И с чем только не приходилось сталкиваться!
Нынче при устройстве на работу практически невозможно, как раньше, прийти в отдел кадров и спросить, нужен ли вам специалист. Приходится отправлять резюме. И куда только мы не отправляли те самые заветные резюме! С желаемых мест в ответ долго была тишина, а вот предложения о работе мерчендайзером, промоутером, торговым представителем, агентом по продажам сыпались как из рога изобилия. Мне, например, долго и упорно предлагали стать риелтором. Раз пять звонили, убеждая, что свои журналистские навыки я вполне смогу применить в сфере торговли недвижимостью. Мужу моему – инженеру, совершенно далекому от сферы услуг, настойчиво предлагали пойти работать торговым представителем в ту компанию, куда он рекомендовался на вроде бы имеющуюся инженерную должность.
Складывается впечатление, что работодателям главное - найти человека, умеющего продать, а попросту - втюхать что-то не очень на данный момент нужное всем и каждому. Будь то косметика, мобильные телефоны, аксессуары, рекламные площади, паяльники, матюкальники и прочее, прочее, прочее. А все ваши профессиональные качества уходят на второй план. Но, надо сказать, дело это непростое, ведь не каждому дано умение лезть в глаза, убеждать, уговаривать, расхваливать. Потому и идут в сферу продаж многие от безысходности, а не от любви к профессии.
Почему от безысходности? Приведу пример. Мужчина 37 лет, слесарь (вроде самая распространенная профессия), пытался устроиться на один из калужских заводов. Там и вакансия имелась. Прошел три этапа собеседования, а после завершающего ему позвонили и сказали: извините, вы нам не подходите, без объяснения. А вакансия все так и «висит» на Хед Хантере – сайт такой, самый популярный нынче у эйч ар-менеджеров (инспектор по кадрам, если по-человечески). Это же надо, чтоб слесарь в три этапа проходил собеседования, и не у какого-нибудь сотрудника отдела кадров, а у самого эйч ар! А вот из отдела продаж какой-то непонятной компании ему, слесарю, звонили несколько дней, убеждая, что именно он им подходит. В итоге так и устроился он продавцом в магазин сантехники.
И уж коли разговор зашел про трудоустройство и новомодную профессию эйч ар и прочие заморские словечки, то тут хочется особо сказать о том, откуда они появились. Пришли они вместе с открывающимися у нас иностранными компаниями, создающими новые рабочие места. Это же здорово, скажут многие. Конечно. Нет, даже безусловно. Но… Сами понимаете, сейчас скажу что-то не очень приятное. Иностранные компании, пришедшие работать на российский рынок, явились со своим уставом в чужой монастырь. Не думаю, что открою Америку, сказав, что создают инвесторы свои предприятия здесь прежде всего из-за дешевой рабочей силы. Хотя по нашим меркам зарплата кое-где вполне приличная. Но на фоне кризиса зарплаты и премии многие компании срезали, а переработку, бонусы, баллы, участие в тренингах никто из них не отменял. И только попробуй опоздать на две секунды, не уложиться в нормативы или не дай Бог отпроситься - все, штрафы тебе до скончания дней и ни баллов не видать, ни бонусов. Все это, кстати, в свободном доступе в качестве отзывов работников выложено в интернете.
В связи со всем этим назрел резонный вопрос: а контролирует ли кто систему трудоустройства? Ведь даже при обращении в областное министерство труда специалисты вам дадут распечатку именно с сайтов о трудоустройстве, с того самого Хед Хантера – обращались, знаем. Отчего столько мертвых вакансий предлагают компании, откуда берется такое количество предложений в сфере продаж? И вообще, почему даже обычный слесарь должен проходить немыслимые собеседования?
Интеграция в мировое сообщество и жизнь в ногу со временем – это хорошо. Но почему же в те времена, когда мы прекрасно обходились без эйч ар-менеджеров, резюме и собеседований в несколько этапов, люди работали по своей специальности и зарабатывали? Теперь же даже дворнику предлагают заняться продажами и пройти различные тренинги. Работать втюхивателем всего чего угодно, потому как по реальной специальности с первого раза устроиться ну почти нереально. А вот в сферу продаж - это пожалуйста. И как ни глянь на сайты по трудоустройству, работы – море, работай – не хочу. Только все, как в песенке из фильма про маленького Мука, получается, у волшебника Сулеймана все по-честному…
Комментарии
Думал, что сей недуг актуален для столицы и Московского региона, а, как видно, оказывается, что и регионы он уже тоже поразил…(((
Про собеседования, действительно, можно написать далеко не один том «войны» за рабочие места, которых зачастую просто нет… Просто эти айчары мониторят рынок труда, ну или просто показывают свою работу перед своим же начальством. Это чтобы самим не оказаться в качестве соискателей. Ибо внутреннюю кухню они знают хорошо.
Действительно, удивляет неимоверное число ступеней собеседований для вакансий типа слесарь. Думаю, это, чтобы показать «крутость» фирмы. Еще любят айчары удивлять вопросами на собеседовании, которые ну никак не пересекаются с профессиональными делами. Опять же, наверное, чтобы показать свою продвинутость. А на деле показывают нечто совсем другое. Хотя, может, некоторые (или многие?) просто самоутверждаются таким образом. И им нравится, когда перед ними заискивают, а они тут такие вершители судеб…
Что касается огромного числа вакансий по продажам, так это потому, что, как признаются сами айчары, в сфере продаж выгодно не вкладываться в работника, а вкладываться в поиск работников… Словом, «выжали» одного, а на очереди еще череда желающих превратиться в «сухофрукт»… Печально все это.(((
P.S. Ну и еще неимоверное число предложений поработать месяц без оформления... Ну да ладно… На безрыбье и рак рыба… Но все становится понятно, когда так называемый работодатель не готов оплачивать труд хотя бы раз в неделю.((( Неделя, конечно, тоже время. Но далеко не месяц, который нужно на что-то жить и после которого часто говорится, что деньги будут вот-вот. Так человек и работает еще энное время, пока не понимает, что это самое вот-вот будет, когда рак на горе свистнет.(((