Ольга СМЫКОВА
Ольга Смыкова, корреспондент газеты "Весть": -
На днях к нам в кабинет зашел молодой человек. И поскольку визиты и звонки в редакцию – дело обычное, то приготовилась услышать человеческую историю и подумать, как просителю помочь, ну если не помочь, то хотя бы что-то подсказать или просто выслушать. А парень стал предлагать купить косметику и парфюмерию на все случаи жизни и для меня, и для родных и близких, и для дома. Молодой такой крепкий парень, а чем занимается, подумалось мне.
Но, как говорится, не судите да не судимы будете. Понятное дело, что покупать у коробейника я ничего не стала, а вот профессиональное любопытство моё тут же ринулось в бой. Поинтересовалась, интересная ли работа, нравится ли, велик ли доход. Поняв, что купить не куплю, а выслушать готова, молодой человек поведал, что торговля не его призвание, но что поделать, если по специальности инженерной устроиться не удалось, а семью как-то содержать надо.
Многие могут возмутиться на этом месте: как это нет работы, вы только газету или сайты откройте, там же требуются, требуются и требуются. А я вот парню поверила, все потому, что относительно недавно и сама, и члены моей семьи находились в активном поиске работы. И с чем только не приходилось сталкиваться!
Нынче при устройстве на работу практически невозможно, как раньше, прийти в отдел кадров и спросить, нужен ли вам специалист. Приходится отправлять резюме. И куда только мы не отправляли те самые заветные резюме! С желаемых мест в ответ долго была тишина, а вот предложения о работе мерчендайзером, промоутером, торговым представителем, агентом по продажам сыпались как из рога изобилия. Мне, например, долго и упорно предлагали стать риелтором. Раз пять звонили, убеждая, что свои журналистские навыки я вполне смогу применить в сфере торговли недвижимостью. Мужу моему – инженеру, совершенно далекому от сферы услуг, настойчиво предлагали пойти работать торговым представителем в ту компанию, куда он рекомендовался на вроде бы имеющуюся инженерную должность.
Складывается впечатление, что работодателям главное - найти человека, умеющего продать, а попросту - втюхать что-то не очень на данный момент нужное всем и каждому. Будь то косметика, мобильные телефоны, аксессуары, рекламные площади, паяльники, матюкальники и прочее, прочее, прочее. А все ваши профессиональные качества уходят на второй план. Но, надо сказать, дело это непростое, ведь не каждому дано умение лезть в глаза, убеждать, уговаривать, расхваливать. Потому и идут в сферу продаж многие от безысходности, а не от любви к профессии.
Почему от безысходности? Приведу пример. Мужчина 37 лет, слесарь (вроде самая распространенная профессия), пытался устроиться на один из калужских заводов. Там и вакансия имелась. Прошел три этапа собеседования, а после завершающего ему позвонили и сказали: извините, вы нам не подходите, без объяснения. А вакансия все так и «висит» на Хед Хантере – сайт такой, самый популярный нынче у эйч ар-менеджеров (инспектор по кадрам, если по-человечески). Это же надо, чтоб слесарь в три этапа проходил собеседования, и не у какого-нибудь сотрудника отдела кадров, а у самого эйч ар! А вот из отдела продаж какой-то непонятной компании ему, слесарю, звонили несколько дней, убеждая, что именно он им подходит. В итоге так и устроился он продавцом в магазин сантехники.
И уж коли разговор зашел про трудоустройство и новомодную профессию эйч ар и прочие заморские словечки, то тут хочется особо сказать о том, откуда они появились. Пришли они вместе с открывающимися у нас иностранными компаниями, создающими новые рабочие места. Это же здорово, скажут многие. Конечно. Нет, даже безусловно. Но… Сами понимаете, сейчас скажу что-то не очень приятное. Иностранные компании, пришедшие работать на российский рынок, явились со своим уставом в чужой монастырь. Не думаю, что открою Америку, сказав, что создают инвесторы свои предприятия здесь прежде всего из-за дешевой рабочей силы. Хотя по нашим меркам зарплата кое-где вполне приличная. Но на фоне кризиса зарплаты и премии многие компании срезали, а переработку, бонусы, баллы, участие в тренингах никто из них не отменял. И только попробуй опоздать на две секунды, не уложиться в нормативы или не дай Бог отпроситься - все, штрафы тебе до скончания дней и ни баллов не видать, ни бонусов. Все это, кстати, в свободном доступе в качестве отзывов работников выложено в интернете.
В связи со всем этим назрел резонный вопрос: а контролирует ли кто систему трудоустройства? Ведь даже при обращении в областное министерство труда специалисты вам дадут распечатку именно с сайтов о трудоустройстве, с того самого Хед Хантера – обращались, знаем. Отчего столько мертвых вакансий предлагают компании, откуда берется такое количество предложений в сфере продаж? И вообще, почему даже обычный слесарь должен проходить немыслимые собеседования?
Интеграция в мировое сообщество и жизнь в ногу со временем – это хорошо. Но почему же в те времена, когда мы прекрасно обходились без эйч ар-менеджеров, резюме и собеседований в несколько этапов, люди работали по своей специальности и зарабатывали? Теперь же даже дворнику предлагают заняться продажами и пройти различные тренинги. Работать втюхивателем всего чего угодно, потому как по реальной специальности с первого раза устроиться ну почти нереально. А вот в сферу продаж - это пожалуйста. И как ни глянь на сайты по трудоустройству, работы – море, работай – не хочу. Только все, как в песенке из фильма про маленького Мука, получается, у волшебника Сулеймана все по-честному…




