На «кухне» у скульптора

«Девушка с билетиком», «Циолковский с велосипедом», «Голуби», «Мать», «Факелоносец», «Святослав Федоров», «Ветеран» – без этих маленьких шедевров, «чудинок»–изюминок, Калуга, наверное, утратила бы часть своего шарма. 

Автор произведений – скульптор, преподаватель Калужского областного колледжа культуры, член Союза художников России и мастер городской скульптуры Светлана Фарниева. Так совпало, что две ее композиции, одна из которых украшает аллею, ведущую к площади Победы, а другая в скором времени украсит территорию ГТРК-Калуга, напоминают сразу о нескольких значимых событиях.

Уже нынешним летом на территории ГТРК-Калуга появится скульптурная композиция, посвященная ушедшим тележурналистам. Хороший подарок к 25-летнему юбилею компании! 

Герои сюжета - телеоператор Виктор Раудлам и корреспондент Ирина Рожкова, отлитые в бронзе, «берут интервью» у невидимого собеседника.

Как рассказали сотрудники ГТРК-Калуга, Ирина Рожкова буквально влилась в профессию, легко осваивала разные темы. Стройки, социальные проблемы, материалы о детях – ее профессионализму не было границ. В феврале 2009 года ее забрала тяжелая болезнь. Также внезапно не стало и Виктора Раудлама. Его глазами зрители видели и политические события региона, и спортивные мероприятия. От залов заседаний до полей – он был с камерой везде. 

Фигуры Виктора и Ирины будут представлены в натуральную величину, вес композиции составит около 200 килограммов.

«Художник не может врать», - это признание Светланы Ивановны ложится в основу всех ее работ. Например, ради создания композиции, посвященной тележурналистам, она выпросила у сотрудников ГТРК старую камеру, которой, возможно, работал и Раудлам, и специальную операторскую жилетку со множеством молний и кармашков – для придания скульптуре реалистичности.

А позировать для воссоздания образа Ирины к Светлане приходили практически все подходящие по типажу сотрудницы ГТРК. 

Ее мастерская похожа на кухню. В центре – каркас из гибкой проволоки, на который мастер наносит специальную пенку, оформляющую будущую скульптуру. Тут и там в творческом беспорядке расставлены уже готовые бюсты известных людей, пластилиновые эскизы («липушечки», по-Фарниевски) – прообразы будущих произведений. Среди них и тот, о котором идет речь. На маленьком столике – веер портретных снимков Виктора.

Работа над этой композицией началась еще лет шесть тому назад. Идея, воплощенная в эскизах, все это время пролежала на полке, дожидаясь своего часа. 

- Светлана Ивановна, на каком этапе идет работа над композицией сейчас?

- По фигуре Ирины уже изготовлены формы, сейчас они находятся на отливке в Москве. Формы получились примерно в тех же пропорциях, что и у «Девушки с билетиком», ведь Ирина была миниатюрной. Сейчас я работаю над образом Виктора: мне хочется немного увеличить его фигуру – для контраста, подчеркивающего хрупкость девушки. 

- Почему героями вашего очередного произведения стали именно тележурналисты?

- Об этих людях хочется оставить память. Это же значимая и просто героическая профессия! Журналисты всегда находятся в центре событий, они в курсе всех дел. Им приходится бывать и в поле под проливным дождем, и в подвалах, и на крышах. И всегда – с камерой наперевес, вы не представляете себе, какая она тяжелая, я сама по частям ее собирала. Об этих людях хочется оставить память.

- Вы знали Виктора и Ирину лично? 

- Нет, но я видела сюжеты, созданные с их участием. Тогда я и подумать не могла, что когда-нибудь посвящу им работу. Эти достойные люди ушли из жизни в самом расцвете сил. Они – символ телерадиожурналистики. Мне важно сделать эту скульптуру как можно более реалистичной. Ведь мимо нее каждый день будут проходить сотрудники компании. И то, на что, может быть, не обратят внимание обычные калужане, обязательно будет заметно коллегам Виктора и Ирины. 

- Светлана Ивановна, расскажите о вашей «кухне». С чего начинается работа над скульптурой?

- Со сбора материала о людях и их профессиях. Фото, предметы – поможет всё, что даст представление о человеке. Затем делается эскиз-лепушечка из пластилина. Это помогает представить композицию в объеме и пространстве, дает образ, динамику. Необъемные детали могут делаться и в рисунке. 

Затем каркас из прочной арматуры заполняется монтажной пеной, формируется фигура. Кстати, этой технологии меня обучили мои студенты. В былые времена каркас обивался деревянными рейками, которые трудно было извлечь, если требовались исправления. Пену отбивать проще и легче, поэтому один и тот же каркас используется многократно, подгоняется под разный рост.

Фигура из застывшей пены обмазывается глиной, и уже с глиняной фигуры снимаются формы, которые отправляются в литейную мастерскую. Но и это еще не все. Отлить скульптуру, конечно, можно и за неделю, но дальше нужно осуществить сборку, сварку, зачистку. Я обычно приезжаю в мастерскую, когда сварены и зачищены швы. Много правлю. Мне обычно не нравится, что какая-то складка потерялась или движение ушло. Заставляю переделывать. 

- Областной центр украшают около 15 ваших работ. Какие из них особенно дороги вам?

- Все скульптуры очень разные, и каждая дорога по-своему. Абсолютно все дались потом и кровью.

- А когда и у кого возникла идея оживить областной центр городской скульптурой?

- Она появилась у директора Калужского драмтеатра Александра Кривовичева, который, вернувшись из очередного заграничного путешествия, посетовал, что «у них» города изобилуют небольшими скульптурными композициями, а у нас - одни монументы. Сказано – сделано. В 2009-м появилась «Девушка с билетиком», а в 2011-м - еще пять скульптур, в том числе и несерьезный «Денежный мешок», который и открыт был 1 апреля, в День смеха. У «Мешка» был настоящий натурщик – маленький мешок для мелочи, предоставленный отделением Сбербанка. Мне нужно было увидеть все складки, бирочки, фишечки. И я сделала такой же, только большой. Нужно было создать ощущение, что в мешке именно деньги, а не картошка, причем много денег! И я «проделала» в нем дырочку – будто бы от переполненности он лопается и из него льются монеты. 

- Каких еще скульптур, на ваш взгляд, городу недостает? Какие композиции хотелось бы подарить Калуге лично вам? 

- Думается, нужно увековечивать в бронзе память наших знаменитых земляков. Например, архитектор Петр Никитин. Он, как Растрелли для Питера, очень многое сделал для Калуги. Организовал практически весь центр, спроектировал Гостиные ряды, построил Каменный мост. Почему бы не установить его фигуру, например, в Гостиных рядах или в сквере неподалеку? Можно посвящать скульптуры и тем знаменитостям, которые в свое время бывали в Калуге, – артистам, бардам.

А моя душа просит все-таки установить памятник поцелую. Жаль, но эта трогательная композиция, изображающая молодую целующуюся пару, с 2012 года лежит в формах – только лей! Чистое чувство! Но изначально была задумка сделать эту композицию центром небольшого архитектурного ансамбля в Театральном сквере. И если на отливку самого памятника деньги бы нашлись, то для целого ансамбля нужны дополнительные средства. В общем, в кризис, оказывается, не до поцелуев. А зря. Ведь любовь – начало всех начал! А потом уже все остальное.

Светлана не мыслит жизни без любимой работы. Сейчас работать ей приходится в основном по ночам - днем она преподает. Выбор такого нелегкого для женщины вида искусства, как ваяние, она объясняет просто: скульптура ближе к натуре – в ней есть объем. «Первым скульптором во Вселенной был Бог», - напоминает мастер. 

У Светланы была хорошая школа – как жизненная, так и профессиональная. В детстве она любила лепить из пластилина лошадей, изрисовывала их изображениями все школьные тетрадки. Тогда мама отвела ее в изостудию при Пермском дворце пионеров. Потом была Пермская художественная школа и передача «В каждом рисунке – солнце», куда Светлана посылала своих черных мустангов. 

Затем девушка, «натасканная» известным пермским скульптором Станиславом Старокольцевым, поступила на скульптурное отделение Московской средней художественной школы при институте им. Сурикова. 

Школа дала ей хороший шанс для дальнейшего обучения: огромный опыт ваяния, аттестат с одними пятерками и направление в Московский государственный художественный институт им. Сурикова. 

Затем было распределение в Калугу, и «вкусный» заказ по оформлению библиотеки Октябрьского района, начатый архитектором Александром Курцом и завершенный Светланой. А во время перестройки, когда заказов стало не хватать, Светлана занималась преподаванием, восстанавливала разрушенные храмы, писала иконы и портреты священнослужителей. 

Вдохновение для нее – это процесс. Процесс поиска идеи, информации, формы, объема, деталей. А чтобы не спугнуть Музу, она выключает телевизор и работает только под музыку. Предпочитает классику рока, бардов, Высоцкого. 

У Светланы есть достойная продолжательница ее дела -дочь Алина. Она, как и мама, скульптор, окончила академию художеств, а ее дипломной работой стала замечательная композиция – пьета «Даша Севастопольская», на которой изображена оплакивающая бойца девушка.

Ирина ТОКАРЕВА.

 

Поделиться с друзьями: