Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Это учреждение культуры активно знакомит жителей города с великими произведениями мирового художественного искусства. В этот раз благодаря сотрудничеству с Государственным Эрмитажем, который открыл свои фонды для калужан, музей предложил своим посетителям прикоснуться к художественному искусству Франции XVIII века.
- Главная цель проекта – популяризация шедевров европейского и русского искусства, которые должны стать ближе и доступнее для жителей нашего региона. Все мы давно мечтали увидеть эту картину, которая десятки лет хранилась в Калуге в собрании известного литератора, краеведа Николая Ивановича Булычева, а затем – в фондах нашего художественного музея. Так получилось, что с 1931 года эта картина находится в собрании Государственного Эрмитажа, ведь это было сложное время строительства музеев в нашей стране и перемещения художественных ценностей были неизбежны- открывая выставку,
- отметила главный хранитель Калужского музея изобразительных искусств Лариса Хорошилова.
Полотно было привезено в Россию графом Шуваловым в конце XVIII века. Переходя по наследству, оно стало частью приданого Марии Алексеевны Шуваловой, вышедшей замуж за предводителя калужского дворянства Николая Ивановича Булычева. Три с половиной десятилетия картина находилась в их доме. После смерти аристократа в 1919 году была передана в музей. А о дальнейшей ее судьбе мы уже знаем.
И вот картина известного французского живописца Антуана Ватто «Пейзаж с водопадом» вернулась в Калугу. По мнению искусствоведов, она создана около 1715 года. Произведение камерное. В нем есть все – лиричность настроения, легкость письма, гармония колорита, игра перламутра, переливы золотистых, зеленых и коричневых тонов…
Выставка собрала своих зрителей. Среди них – представители власти, сотрудники музеев, местные художники, знатоки и ценители искусства, студенты.
Заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа по эксплуатации Алексей Валентинович Богданов выразил надежду, что к 2020 году на Калужской земле появится новый выставочный центр – спутник известного Санкт-Петербургского музея.
Заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Дединкин рассказал о жизни и творчестве мастера, представил полотно.
- Это единственный пейзаж Ватто. Антуан Ватто – очень скромный и застенчивый человек, но феноменально одаренный. Он нигде не учился, но совершил революцию во французском искусстве, которое в начале XVIII века радикально изменило пейзаж. Художник положил раздел между казенным и официальным искусством и искусством, которое было неформатным, ближе к идеям века просвещения,
- сказал заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Дединкин.
Интересна история создания произведения. Знакомство с собранием мецената Кроза, создавшего замечательную коллекцию искусства, послужило началом. Ватто сделал своеобразную копию с гравюры Доменико Кампаньолы, мастера XVI века, но изменил построение пространства, ландщафт. Горы стали ниже и открыли горизонт. На склоне холма – город с высокими крышами. Тишина природы нарушается лишь свирелью пастушка, прилегшего отдохнуть на траву в тень дерева. За холмом вдали едва виднеется стадо овец… А вот в левой части пейзажа изображена гуляющая пара. Она кажется лишней на полотне, и можно подумать, что первоначальный замысел художника изменен.
Позднее оказалось, что произведение перенесено с дерева на холст в 1883 году неким Н. Сидоровым: реставраторы прошлого таким образом указывали на осуществленную ими работу.
В рамках церемонии открытия состоялось награждение журналистов, освещающих вопросы культуры и мероприятия, которые проводит Калужский музей изобразительных искусств.