Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Он вступил в силу с 1 января и обязывает крупные интернет-компании учредить юридическое лицо на территории РФ, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора, а также разместить на своем ресурсе электронную форму для обратной связи с российскими гражданами или организациями.
Однако компании не спешат открывать офисы в России. Фактически это означает, что граждане крайне ограничены в способах взаимодействия с зарубежными цифровыми корпорациями в случае несогласия с их действиями и нарушением цифровых прав. Без физического присутствия компании в стране судебные постановления отправляются в зарубежный головной офис, где он без последствий игнорируются. Помимо того YouTube не хватает объективных и беспристрастных модераторов, которые бы оперативно реагировали на обращения российских пользователей, восстанавливая справедливость и не доводя до суда.
Поэтому YouTube и материнская компания Google и дальше демонстративно игнорируют закон РФ. Нахождение вне юрисдикции РФ не только способствует безнаказанному распространению фейковой и деструктивной информации, но и не позволяет гражданам полноценно защищать свои права при нарушении их площадкой, а также снижает конкурентоспособность честных игроков рынка.
Способность общаться с иностранными площадками «на равных», находясь в одной юрисдикции, — то, что позволяет гражданам полноценно защищать свои права. В то же время это обеспечивает государству возможность выступать в защиту интересов жителей РФ и применять превентивные меры, снижающие вероятность нарушения платформой их прав и свобод. Однако граждане не могут полагаться на YouTube как на гаранта своих прав. Даже если они напишут компании гневное письмо или, например, подадут в суд, то если ИТ-гигант физически и юридически не присутствует в стране, эти обращения с высокой долей вероятности проигнорируют. На данный момент международная компания с огромным влиянием считает, что ни перед кем не несет ответственности за свои действия. Но совершенно очевидно, что никакая соцсеть и никакой хостинг не могут ставить себя выше прав и свобод граждан, выше закона страны, где они работают и зарабатывают, а именно это мы сейчас и наблюдаем в случае с YouTube.
При этом у хостинга нет обязанности объяснять свои решения, а также он не несет ответственности, если нарушает свои же правила. Так, без объяснения причин были заблокированы каналы ГТРК «Башкортостан» и «Вайнах», а также еще более 60 СМИ. Такое отношение распространяется не только на средства массовой информации, но и на конкретных людей: YouTube без объяснения причин заблокировал канал пранкеров Вована и Лексуса, ведущего Тиграна Кеосаяна, журналиста Антона Красовского.
Некоторые организации и СМИ способны довести дело о защите своих прав до логического конца с помощью суда. Один из самых известных случаев — блокировка канала «Царьграда», обернувшаяся для Google проигрышем дела и арестом средств в размере 1 млрд рублей). Тем не менее компания регулярно оспаривала решения суда, что затянуло разбирательство почти на 2 года — очевидно, что обычные пользователи редко имеют возможность участвовать в настолько долгих процессах.
Сегодня так же ясно, что каждый гражданин должен получить на руки законный инструмент, с которым он может игнорировать удаленность и масштаб площадки и говорить с ней на равных условиях в случае нарушения своих прав. И закон «о приземлении» как раз призван это обеспечить.