Вердикт вынесли сегодня, 27 сентября, в Калужском областном суде.
«В зал суда на инвалидной коляске приехала женщина и рассказала, что жила в деревне Красный Холм Барятинского района. Немцы сожгли деревню, людей бросили в колодец, а тех, кто выжил, морили голодом. Женщина плакала, сдерживала слезы. Эта история не одна, их множество»,
- рассказал об очередном свидетельстве перед судом прокурор Калужской области Константин Жиляков.
Он отметил, что в ходе разбирательства подтверждены убийства, расстрелы, повешения, морения и другие зверства немцев. В Юхнове, например, пленных держали под открытым небом на мокрой мерзлой земле. Мужчины жевали листву, копали корни, а червей доставали для того, чтобы съесть. Надсмотрщики издевались: подносили к лицу кусок мяса и одергивали обратно. Эту историю удалось восстановить благодаря специалистам.
В материалах дела есть не только показания взрослых. Туда вошли и сочинения детей на тему «Что я пережил во время немецкой оккупации». Их писали через три месяца после освобождения Калуги в 42-м году. Краткая выдержка одного их них:
«Когда я бежал в дом, все было разрушено. Вдруг я споткнулся, упал и почувствовал что-то теплое. Я говорю брату: «вот мама». У нее была оторвана нога, рука и разбита вся грудь. Мы не ее успели вынести, наш дом сгорел»,
- привел цитату Константин Жиляков.
В преступлениях против человечества пострадали 325 тысяч мирных жителей и пленных Калужской области, а материальный ущерб составил около 13 трлн рублей.
«Чтобы рассказать обо всех бесчеловечных поступках оккупантов, не хватит и десятилетия. Но мы должны продолжать это делать. У тех преступлений, которые совершили здесь нацисты, нет срока давности»,
- сказал в своей речи губернатор Владислав Шапша.
Решением Калужского областного суда заявление прокурора о преступлениях, совершенных оккупационными войсками Германии и их пособниками на территории Калужской области в период Великой Отечественной войны, было удовлетворено.
Помимо прокурора Константина Жилякова и губернатора Владислава Шапши в заседании поучаствовали министр внутренней политики Олег Калугин, представители общественности и СМИ.
Фото: Егор Лазовик.
Напомним, судебные заседания, на которых разоблачались преступления гитлеровской Германии против калужан, шли две недели. В качестве специалистов перед судом выступили ученые, архивисты, краеведы, музейные работники.
Суд в Калужской области по делу о геноциде советских граждан нацистами и их пособниками стал уже шестнадцатым в современной истории России. До этого процессы прошли в ряде регионов страны.
Егор Лазовик.