В Калуге в Доме Шамиля представили выставку «Без лица»

Скучно здесь не будет. На обозрение выставлено более 60 предметов – маски разных эпох и стран. Главным украшением залов стали венецианские – Арлекин, Коломбина, «Немая служанка», «Маска рядовых горожан», которую мог позволить себе любой человек. В Венеции с уважением относились к кошкам и даже посвятили им маску, которая называется Gatto. Со временем карнавал развивался, появились очень и очень помпезные маски. Привлекает к себе внимание образ Джокера, в средневековой Европе он был олицетворением шутов, чья мудрость скрыта под хитрым взглядом.  

В отдельной витрине можно познакомиться с загадочными, наполненными мистикой японскими масками. Хання представляет собой оскал ревнивой женщины, Кицунэ – лису, наделенную сверхъестественными способностями.

Любители пощекотать нервы увидят шокирующие экспонаты. Многое из представленного поражает воображение, удивляет, а подчас и страшит. На протяжении столетий фантазии мастеров пытки были так разнообразны, что количество пыточных и карательных масок велико. Здесь нет ничего случайного, жесткая реальность перекликается с фантастическими историями. Особую атмосферу таинственности привносят маски персонажей из культовых фильмов «Пятница, 13-е» «Молчание ягнят», «Крик», «Хищник», «V- значит вендетта».

Организаторами выставки стали коллекционеры из Архангельска Алексей Чицын, Игорь Свиридов и Андрей Лобарев. Мы пообщались с Алексеем, который рассказал об этих вещах, выполненных просто мастерски. 

- Проект существует с апреля 2016 года. Поначалу нас заинтересовали пыточные и карательные, потом стали узнавать историю и других масок. В итоге всплыло много интересных фактов, которые хочется донести до зрителей. Сейчас мы работаем над расширением коллекции и ее тематики. Все наши экспонаты создают люди из разных городов, но все профессионалы своего дела – Алексей Матушкин, Андрей Тимофеев, Павел Верховский, Александра Кузнецова. А еще нам помогает замечательный человек Александра Матушкина,

- рассказал Алексей Чицын.

Все мы знаем о «Человеке в железной маске», выставочный образец создан по мотивам этой истории. А вот перед нами маска, под которой скрывался опальный священник из Шотландии Александр Педен, объявленный вне закона в 1480-е годы. Он сделал бороду из конского волоса, деревянные зубы, а вместо ресниц – перья птиц, чтобы оставаться неузнанным, и в течение 10 лет проповедовал в этом обличии. 

Ярко представлена эволюция хоккейных масок защиты вратарей.

- Первым вратарем, который вышел в маске, была, как это неудивительно,  женщина – Элизабет Грэм. Она играла за сборную Канады. В 1927 году Элизабет вышла на лед в маске для фехтования. Ее она надела по настоянию отца, который не желал больше платить дантисту за новые зубы дочери.  Первым среди мужчин защищающую лицо конструкцию надел Жак Плант. Не все хоккеисты с радостью восприняли нововведение, как мы помним, до 60-х годов вратари играли без масок, но все же оно прижилось. Сейчас вратарские маски обеспечивают хорошую защиту лица игрока,

- рассказывает Алексей Чицын.

Отдельной страницей экспозиции явились копии с посмертных масок великих литераторов Сергея Есенина и Николая Гоголя. Эти гипсовые слепки сделала известный архангельский скульптор Надежда Шек в петербургском музее. Конечно, это не оригиналы, но все равно они запечатлели последние свидетельства земного пребывания, сохранили страшные тайны смерти. Поразит зрителя и улыбающийся лик «Незнакомки из Сены». Тело неизвестной девушки было выловлено из Сены в 1880 году без следов насилия. Патологоанатом восхитился красотой юной утопленницы и сделал гипсовый слепок ее лица. Он разошелся в копиях среди парижской богемы как произведение искусства. По словам Алексея, сегодня найти посмертный портрет «Незнакомки» невозможно, а эта маска сделана на 3D-принтере из восьми частей и удивительно мастерски склеена.

Также в выставочных залах представлены маска танкиста-снайпера и копии масок-протезов ветеранов Первой мировой войны. Уже в первые месяцы с фронта стали приходить изувеченные солдаты, чьи лица были обезображены. Маски-накладки для раненых и получивших тяжелые увечья, которые должны были скрывать последствия страшных ранений, делались из медной пластины и покрывались специальной краской под цвет кожи. Их изготовлением были заняты художники. Первооткрывателем такой адаптации инвалидов войны к обычной жизни стал скульптор, профессор лондонской Королевской академии Фрэнсис Дервент Вуд. Но он был не одинок в своем желании помочь людям. Американка Анна Коулман Лэдд в своей парижской студии вела подобную работу. В 1917 году в конце войны таких масок было сделано порядкатрехсот. 

До 9 сентября у калужских зрителей есть возможность познакомиться с необычными экспонатами. Некоторые из них можно примерить на себя, сфотографироваться.

Татьяна САВКИНА.

Фото автора.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями: